Дело было в Тамбове… «Казначейша» Асафьева
Выпуск 27
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Тамбов на карте генеральной Кружком означен не всегда; Он прежде город был опальный, Теперь же, право, хоть куда. Там есть три улицы прямые, И фонари и мостовые, Там два трактира есть, один Московский, а другой Берлин»… Щедра на таланты тамбовская земля. В разное время здесь жили и работали Алексей Верстовский, Пётр Чайковский, Сергей Рахманинов. Видимо, что-то особенное есть в этой плодородной почве, в этом богатом на урожаи мичуринском крае. И недаром на гербе Тамбовщины изображен серебряный улей с трема пчёлами на лазоревом поле. Это символизирует редкое сочетание трудолюбия, коллективного труда и бережливости. Но не таков был господин Бобковский, губернский старый казначей и герой оперы Бориса Асафьева «Казначейша», созданной в 1936 году и впервые представленной в Ленинграде спустя год. А литературной основой оперы послужила поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Тамбовская казначейша», написанная почти за столетие до этого, в 1838 году.

То ли Асафьев не желал обидеть жителей Тамбова, то ли еще по какой причине, но из названия своей оперы он убрал упоминание города. Быть может, потому, что такое могло произойти в любой губернии. Муж-картежник проигрывает в карты свою жену! Подобный факт в действительности имел место в начале 19 века, когда граф Лев Кириллович Разумовский выиграл в карты жену князя Александра Николаевича Голицына — Марию Григорьевну. И хотя эта необычная игра состоялась в Москве, историки тамбовской земли утверждают, что прототип старого и алчного казначея проживал на нынешней Коммунальной улице (бывшей Гимназической). И был на руку не чист, залезая в государственный карман. И не зря сегодня одной из достопримечательностей Тамбова служит любопытный памятник Тамбовской казначейше, мимо которой не пройдёт ни одна экскурсия. На фоне Тамбовской казначейши фотографируются туристы, а прикосновение к бронзовой скульптуре — согласно городской традиции — даже приносит счастье и везение. А опера Бориса Асафьева давно забыта. Как-то не везёт ей…