Вокруг «Медного всадника». Забытая опера Асафьева

Выпуск 23
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Давно ли Вы что-то слышали об опере Бориса Асафьева «Медный всадник»? Да, да я не ошибся! Речь идет именно об опере, а не балете Рейнгольда Глиэра с таким же названием, один из музыкальных номеров которого «Гимн Великому городу» является ныне официальным гимном культурной столицы России — Санкт-Петербурга. Под эту же мелодию отправляется с петербургского перрона фирменный поезд «Красная стрела». Балет создан Глиэром в 1948 году, а опера Асафьева — шестью годами ранее. Но, похоже, что партитура ее оказалась не востребованной. Опера эта прочно забыта, что не скажешь о названии, ибо литературной основой для неё композитору послужила поэма Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник». Так называют и один из символов Петербурга — совсем не медный, а бронзовый конный памятник Петру Великому работы скульптора Этьена Фальконе. Памятник был торжественно открыт на Сенатской площади в 1782 году, инициатором чего явилась Екатерина 2-я.
Вокруг «Медного всадника». Забытая опера Асафьева
Правда, самого скульптора уже в России не было. Тем не менее, «Медный всадник» стал самой известной его работой, своеобразной визитной карточкой. «Монумент мой будет прост, — говорил Фальконе. — Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя-законодателя». Думал ли Фальконе, что его главной скульптуре суждено стать и самой мистической? Сколько связано с «Медным всадником» всяких легенд! Да взять хотя бы историю с будущим императором Павлом 1-м. Якобы однажды ему на Сенатской площади повстречался призрак Петра Великого, обратившийся к нему со словами: «Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие». Никто из спутников цесаревича его не увидел. А призрак сам указал свои перстом на центр Сенатской площади, молвив при этом: «Павел, совсем скоро ты снова увидишь меня здесь». Так вскоре и случилось. Да что Павел, памятник произвел на современников настолько огромное впечатление, что те сравнивали его с самой Россией: «Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта?». Вот Вам и призрак оперы…

Последние выпуски программы

Опера «Огненный ангел». Музыка Прокофьева на берегах Рейна…

Сергей Сергеевич Прокофьев создавал оперу «Огненный ангел» без малого десять лет, с 1919 по 1928 годы.

Опера на острове Цейлон: «Искатели жемчуга» Бизе

В 1863 году в Париже состоялась премьера оперы Жоржа Бизе «Искатели жемчуга», любовная история на фоне экзотической природы разворачивается на острове Цейлон.

Действие происходит в Винздоре: опера Доницетти «Анна Болейн»

В декабре 1830 года в миланском театре Каркано с огромным успехом прошла премьера оперы Гаэтано Доницетти «Анна Болейн».