В Чистом переулке… Наташа Ростова

  • 18 мая 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Шестая картина оперы Сергея Прокофьева «Война и мир» названа композитором «В особняке у Ахросимовой». Марья Дмитриевна Ахросимова отчитывает Наташу Ростову, решившуюся на побег с Анатолем Курагиным. Девушка в отчаянии. «Оставьте! Оставьте!», — кричит Наташа и убегает. Прокофьев не называет точный адрес, но мы-то знаем, где происходили описанные события — в Чистом переулке. Ибо прототипом Марьи Дмитриевны Ахросимовой была московская барыня Настасья Дмитриевна Офросимова, которую за ее крутой нрав и боевой характер прозвали в шутку московским воеводой и даже Марфой Посадницей. Вот так, ни много ни мало. Сохранился и ее словесный портрет. Она была «старуха высокая, мужского склада, с порядочными даже усами; лицо у неё было суровое, смуглое, с черными глазами; словом, тип, под которым дети обыкновенно воображают колдунью». «У меня есть руки, а них есть щеки», — это выражение Офросимова часто повторяла. А более всех её боялся муж, Павел Афанасьевич Офросимов, между прочим, боевой генерал.
В Чистом переулке… Наташа Ростова
Сидит, бывало, она в Благородном собрании, и не дай Бог не поздороваться с Настасьей Дмитриевной! Особо бранила она молодёжь. Если какой-нибудь юноша пройдет мимо и без обязательного поклона, она громким голосом, чтобы было слышно всем скажет: «Молодой человек, поди-ка сюда, скажи мне, кто ты такой, как твоя фамилия? Я твоего отца знала и бабушку знала, а ты идешь мимо меня и головой не кивнешь; видишь, сидит старуха, ну и поклонись, голова не отвалится; мало тебя драли за уши, а то бы повежливее был». А уж отказаться от приглашения Офросимовой приехать к обеду в ее усадьбу в Чистом переулке не рисковал даже иной сенатор или министр. И посему появление ее среди героев «Войны и мира» под немного изменённой фамилией вполне очевидно. Если бы Настасьи Дмитриевны не было, ее следовало бы выдумать! А дом Офросимовой в Чистом переулке славился хлебосольством и гостеприимством. Кстати, Александр Грибоедов вывел эту барыню в своей комедии «Горе от ума». Но это уже, как говорится, из другой оперы.

Последние выпуски программы

У Аскольдовой могилы. Опера Верстовского

Не было, пожалуй, более популярной оперы в так называемый «доглинковский» период русской музыки, чем «Аскольдова могила» Алексея Верстовского. Премьера оперы состоялась в Большом театре в 1835 году.

У деревни Крюково… Опера военных лет. «В огне» Кабалевского

Оперы, созданные в период Великой Отечественной войны, занимают особое место в истории музыкального искусства нашей страны. Одним из ярких примеров является опера Дмитрия Кабалевского «В огне» (известная также и под другим названием — «Под Москвой»).

В гости к Собакиным. «Царская невеста»

Опера Николая Андреевича Римского-Корсакова «Царская невеста» — одна из самых популярных в творческом наследии композитора. Премьера ее состоялась в 1899 году. Повествование о драматических событиях эпохи Ивана Грозного освящает всего лишь один из эпизодов, очень характерных для сего неоднозначного времени.