Второе действие оперы Модеста Мусоргского «Хованщина» начинается в кабинете князя Василия Голицына, фаворита царевны Софьи. Князь сидит за столом, читая её письмо… Василий Васильевич — один из наиболее известных и ярких представителей княжеского рода Голицыных, изрядно послуживших на благо нашего Отечества. Рядом с его именем неслучайно употребляют эпитет Великий. Так оценивается государственная деятельность князя, начиная с эпохи царя Алексея Михайловича. При Софье Василий Васильевич достиг своего могущества. Стараниями царевны он стал главой Посольского приказа, иначе говоря, министром иностранных дел. И эта должность оказалась ему ближе всего. Голицын был известным западником, чувствовал себя среди иностранцев как рыба в воде.
Недаром Мусоргский подчёркивал, что при постановке оперы интерьер кабинета Голицына должен быть исполнен в московско-европейском вкусе. Ибо в своем дворце Голицын принимал иностранных послов. А стоял дворец Голицына в Охотном ряду на месте современного здания Государственной Думы. Двухэтажный дом князя был обставлен по европейскому образцу. Потолки были обтянуты золочёной кожей, а в одной из комнат (крестовой палате) потолок расписали под звёздное небо. Чего здесь только не было — изящная мебель, картины, часы, книги, астролябия. А какая была столовая! Просто художественная галерея — стены ее были расписаны библейскими сценами, что в тогдашней Москве было, мягко говоря, необычно. Стоит ли говорить об убранстве спальни Голицына, обитой аглицким сукном, напоминавшей звуконепроницаемую шкатулку. Легенда гласит, что сюда по тайному подземному ходу из Кремля приходила к своему фавориту царевна Софья в том числе для обсуждения насущных государственных дел. Для развлечения хозяина и его гостей имелась здесь и подзорная труба. В общем, не дом, а сказка, закончившаяся и для Софьи, и Голицына в 1689 году. Царь Петр отстранил свою сестру Софью от власти вместе с ее невезучим фаворитом, отобрав у него и дворец, представленный ныне лишь в декорациях к опере Мусоргского «Хованщина».