«Весна. Летний сад…». Именно со сцены в петербургском Летнем саду начинается первая картина оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама». Работая над партитурой, композитор посчитал нужным снабдить ее соответствующей ремаркой: «На скамейках сидят и расхаживают по саду нянюшки, гувернантки и кормилицы. Дети играют в горелки, другие прыгают через веревки, бросают мячи». В мяч играют и сегодня, а вот чтобы увидеть играющих в горелки — старинную русскую игру — нужно нимало постараться. Хотя игра эта подвижная и на редкость весёлая. И недаром в первой картине оперы дети поют: «Гори, гори ясно, Чтобы не погасло». Эти слова по правилам игры в горелки должны произносить все ее участники. Гуляние в Летнем саду — особенно с детьми — было своего рода ритуалом, частью повседневной жизни дворянского Петербурга 19 века. А появился Летний сад на карте города благодаря императору Петру Великому, распорядившемуся создать здесь в 1704 году свою летнюю резиденцию.
Много воды утекло с тех пор, сменяли друг друга на троне российские монархи, преобразовывался, прихорашивался и Летний сад. Лишь окружение его оставалось неизменным — территория сада по сию пору омывается с четырёх сторон Невой, Фонтанкой, Мойкой и Лебяжьей канавкой. А одним из символов Летнего сада, как и всего Санкт-Петербурга, стала ограда со стороны Невы — подлинный шедевр русской архитектуры. Ограда эта украшает сад уже много-много лет, ею любовались и Александр Пушкин, и Пётр Чайковский. А также герои оперы «Пиковая дама» — в Летнем саду Герман признаётся приятелям, что влюблён в прекрасную незнакомку: «Я имени ее не знаю», поёт он. Здесь же его настигает жестокое разочарование — оказывается, что князь Елецкий скоро женится на той самой незнакомке, которая и сама появляется в сопровождении старой Графини. Мрачное настроение Германа контрастирует с общей атмосферой праздности, царящей в Летнем саду. Это словно жестокое предзнаменование… А заканчивается первая картина оперы «Пиковая дама» внезапно разразившейся грозой. Гуляющие покидают Летний сад…