«Орех Беневенто»
25 апреля 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
25 АПРЕЛЯ
Не скрою, что сегодня — мой день рождения, поэтому с каким-то особым вниманием и напряжением смотришь, какие события произошли в этот день. В Лондоне вышло первое издание романа Дефо «Робинзон Крузо». Меньше, чем через 10 лет, здесь же, в Англии, запатентован первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. А в штате Нью-Йорк впервые в мире были введены автомобильные номера. В Милане прошла премьера последней оперы Пуччини «Турандот», дирижировал — Тосканини. В России прошли похороны первого президента России Бориса Ельцина.
25 апреля 1812 года в миланском театре Ла Скала состоялась премьера балета Сальваторе Вигано на музыку Франца Зюсмайера «Орех Беневенто».
Франц Зюсмайер почему-то увлёкся либретто, который придумал Сальваторе Вигано, и написал балет, в сущности, про шабаш ведьм. Никола Паганини, присутствующий на одном из представлений, так вдохновился увиденным, что написал одно из самых своих знаменитых произведений: «Ведьмы». Но кто такой Франц Зюсмайер? Очень интересная, странная фигура. Зюсмайер был не только любимым учеником Моцарта, — он год прожил в доме великого композитора как член семьи! Мало того, когда в семье Моцартов родился ребенок, Констанция, супруга гения, настояла на том, чтобы мальчика назвали в честь Зюсмайера — Франц Ксавер. Представляете? При живом муже жена называет ребёнка именем другого мужчины? Когда Моцарт умирал, у постели умирающего сидел Зюсмайер. Ему Моцарт успел разъяснить, как надо дописать «Реквием», если сам композитор не успеет это сделать. Зюсмайер всё доработал так, как просил его учитель. И до сих пор мы слушаем «Реквием» Моцарта с доделками и переделками Зюсмайера. Некоторые считают Зюсмайера гениальным композитором, другие — что его значение, в том числе и в работе над «Реквиемом», сильно преувеличено. Так или иначе, он вошёл в историю музыки и как ученик Моцарта, и как человек, чьё произведение вдохновило Паганини, и как тот, кто сумел прикоснуться к «Реквиему», и, наконец, как тот, в честь кого был назван ребёнок одного из величайших композиторов мира. Немало для жизни одного человека, согласитесь.