Легенды Санкт-Петербурга. Евгений Мравинский
26 декабря 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В гостях у Ольги Сироты — Леонид Гаккель, музыковед, профессор Санкт-Петербургской консерватории, хранитель легенд Северной Пальмиры. В программе «Overtime» он рассказывает о Евгении Мравинском — великом дирижере прошлого века.
Леонид Гаккель знал маэстро, как он сам говорит, «из зала», постоянно посещал его концерты. «Несколько десятков концертов, которые я никогда не забуду, пока живу», — признается он.
Вспоминая Евгения Мравинского, Леонид Евгеньевич отмечает, что он был «статуарный внешне и невероятно целомудренный творчески», подразумевая, что маэстро никогда не позволял себе в трактовках вольности и перекраивания «на свой манер».
«Понимаете, к музыке нельзя приближаться слишком близко, — говорит Леонид Гаккель, — с ней нельзя общаться панибратски. Необходимо сохранять дистанцию — не только между исполнителем и публикой (что, в общем, желательно), но еще между исполнителем и музыкой. Вы должны понимать, что музыка это некая священная материя, которую не нужно хватать обеими руками. Именно таким был за пультом Мравинский — он скорее преуменьшал, нежели преувеличивал. Это было разумно, уравновешенно, без крайностей — никогда никакого нажима, никакого желания вас тащить за собой. У него было то, что русские философы называли „стыдливость творчества“ — никогда не подойти слишком близко…»