Нужна ли совершенству «червоточинка»?
29 ноября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Москве отгремели сенсационные гастроли Венского филармонического оркестра. В рамках четырех концертов прозвучал полный цикл симфоний Бетховена. За пультом — гуру немецкой музыки маэстро Кристиан Тилеман. Критики однозначно назвали исполнение эталонным. Но что такое эталон в музыке? На эту тему размышляют гости Ольги Сироты — журналисты Александр Привалов и Марина Гайкович…
В рецензиях на московские выступления венских филармоников пресса неоднократно и восторженно отмечала исполнение «совершенного Бетховена» и безукоризненное звучание оркестра. Однако мало кто высказался о новизне прочтения и дирижерской интерпретации. Другие и того более — заявили, что Тилемана им откровенно не хватило. Маэстро взял курс на беспроигрышную академичность, но стало ли это победой?
«Модель интерпретации Кристиана Тилемана действительно такова, — отмечает обозреватель „Независимой газеты“ Марина Гайкович, — что он максимально и сознательно убирает свое личное „я“. Как личность я его здесь не услышала. Но именно этим, быть может, и ценны эти гастроли. Какой он — самый академичный и консервативный Бетховен XXI века? Пожалуйста — его-то нам и представил Венский филармонический оркестр во главе с маэстро Тилеманом».
На пассаж о первоклассной академичности ей возражает Александр Привалов:
«Сегодня на этот вопрос ответить уже однозначно нельзя. Несколько десятилетий повального увлечения аутентизмом кардинально изменили представление об эталонах музыкального академизма. На мой взгляд, то, что нам показал Венский филармонический оркестр, никак нельзя назвать академичным, скорее уж это было попсово. Потому что-то, что сегодня принято называть академичным, звучит гораздо более сухо и сурово».
Однако истина, как известно, находится где-то посередине и рождается зачастую споре. В программе «Overtime» Ольга Сирота и ее гости обсуждают минувшие гастроли Венского филармонического оркестра.