«Портрет на фоне мифа». Итоги
2 августа 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
На протяжении целого месяца Ольга Сирота и ее авторитетный гость — независимый историк и известнейший архивист Леонид Максименков подробно обсуждали музыкальную эпоху Тихона Николаевича Хренникова, бессменно возглавлявшего Союз советских композиторов на протяжении 43 лет. В нынешнем выпуске подводим итоги и ставим финальную точку в вопросах — что же за это время было сделано хорошего и плохого, от кого зависели ключевые процессы, и можно ли было поступить иначе…
Напоследок разберемся, почему из всех республик в Советском Союзе, крупнейшая из них — Российская Федерация — вплоть до середины 50-х годов единственная не располагала собственными творческими союзами? Чего боялось партийное руководство? Почему так и не была реализована политика возрождения хоровой культуры? Против чего выступал Шостакович на посту руководителя Союза композиторов РСФСР? За что сместили Свиридова? И был ли причастен ко всем этим процессам Союз композиторов СССР?..
В заключении отвечая на вопрос о том, как Тихону Николаевичу удалось сохранить свой высокий пост при нескольких государственных правителях, Леонид Максименков открыто предполагает: «Видимо, не было альтернативы». А развивая тему «политического веса» Хренникова, поясняет:
«Союз композиторов не занимался политической деятельностью — это была организация профессионалов. Композиторы в нашей стране был штучный товар, как художники, архитекторы или атомные физики. Этих людей нельзя было просто создать их ничего и сказать: «Назначаю тебя композитором!», или набрать новых. Других композиторов у нас просто не было.
Кроме того не стоит забывать, что Союз композиторов был творческой организацией, но при этом без своих оркестров и музыкальных коллективов. А это означает, что он не мог напрямую заказывать произведения у композиторов. Многие ошибочно полагают, что Хренников распределял деньги на написание музыкальных произведений. Да, члены руководства Союза композиторов сидели в закупочных комиссиях, но эти комиссии существовали при Министерстве культуры. В то время была довольно сложная система распределения бюджетных средств — и это ни в коей мере не могло быть единоличным решением. Поэтому в очередной раз призываю судить Тихона Николаевича Хренникова по той компетенции, за которую он был ответственен…».