«Портрет на фоне мифа». Итоги

2 августа 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
На протяжении целого месяца Ольга Сирота и ее авторитетный гость — независимый историк и известнейший архивист Леонид Максименков подробно обсуждали музыкальную эпоху Тихона Николаевича Хренникова, бессменно возглавлявшего Союз советских композиторов на протяжении 43 лет. В нынешнем выпуске подводим итоги и ставим финальную точку в вопросах — что же за это время было сделано хорошего и плохого, от кого зависели ключевые процессы, и можно ли было поступить иначе…
Напоследок разберемся, почему из всех республик в Советском Союзе, крупнейшая из них — Российская Федерация — вплоть до середины 50-х годов единственная не располагала собственными творческими союзами? Чего боялось партийное руководство? Почему так и не была реализована политика возрождения хоровой культуры? Против чего выступал Шостакович на посту руководителя Союза композиторов РСФСР? За что сместили Свиридова? И был ли причастен ко всем этим процессам Союз композиторов СССР?..
В заключении отвечая на вопрос о том, как Тихону Николаевичу удалось сохранить свой высокий пост при нескольких государственных правителях, Леонид Максименков открыто предполагает: «Видимо, не было альтернативы». А развивая тему «политического веса» Хренникова, поясняет:
«Союз композиторов не занимался политической деятельностью — это была организация профессионалов. Композиторы в нашей стране был штучный товар, как художники, архитекторы или атомные физики. Этих людей нельзя было просто создать их ничего и сказать: «Назначаю тебя композитором!», или набрать новых. Других композиторов у нас просто не было.
Кроме того не стоит забывать, что Союз композиторов был творческой организацией, но при этом без своих оркестров и музыкальных коллективов. А это означает, что он не мог напрямую заказывать произведения у композиторов. Многие ошибочно полагают, что Хренников распределял деньги на написание музыкальных произведений. Да, члены руководства Союза композиторов сидели в закупочных комиссиях, но эти комиссии существовали при Министерстве культуры. В то время была довольно сложная система распределения бюджетных средств — и это ни в коей мере не могло быть единоличным решением. Поэтому в очередной раз призываю судить Тихона Николаевича Хренникова по той компетенции, за которую он был ответственен…».

Последние выпуски программы

Когда мы были молодые…

Мария Гулегина. Передача вторая

Когда мы были молодые…

Мария Гулегина. Передача первая

Когда мы были молодые…

О студенческой поре, об увлечениях, о друзьях, о Москве 70-х годов рассказал Ольге Сироте писатель и переводчик Евгений Жаринов.