«Портрет на фоне мифа»: десталинизация и «оттепель»
26 июля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В юбилейном цикле программ к 100-летию Тихона Николаевича Хренникова «Портрет на фоне мифа» доктор философских наук, историк-архивист Леонид Максименков рассказывает о деятельности Генерального секретаря Союза композиторов СССР в период десталинизации и хрущевской «оттепели»…
В мае 1958 года состоялась частичная отмена Постановления «Об опере „Великая дружба“» 1948 года, которое в значительной степени ограничило деятельность многих крупных советских композиторов.
Леонид Максименков: «Данный акт также был связан с процессами десталинизации, ХХ съезда и реабилитации отечественных композиторов. Основная проблема этого постановления заключалась в том, что оно огульно вынесло обвинения против выдающихся советских авторов: Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна, Мясковского, Шебалина, Попова и Мурадели. Поэтому чрезвычайно важно было отменить безосновательность обвинения этих людей, а также пересмотреть оценку содержания оперы, поскольку принятое после войны постановление затрагивало не потерявшую с тех пор актуальности тему о положении на Северном Кавказе — роли чеченского и ингушского народов в годы революции и прочие вопросы. Один из процессов, который открыл ХХ съезд — также была реабилитация репрессированных народов, в том числе и народов Северного Кавказа, которые были высланы в Казахстан и Среднюю Азию. Поэтому реабилитировать оперу Мурадели было важно еще и с этой точки зрения.
Мы также должны учитывать, что с отменой оценок оперы «Великая дружба», были отменены оценки и двух других опер — украинских композиторов Константина Данькевича «Богдан Хмельницкий» и Германа Жуковского «От всего сердца», которые также были огульно обвинены в редакционных статьях газеты «Правда», написанных по инициативе самого Сталина. Однако на принятие этих постановлений были свои особые причины, связанные в том числе с внешнеполитическими аспектами. Я говорю об этом потому, что хочу, чтобы одним из итогов наших бесед стало понимание того, что невозможно рассматривать историю отечественной музыки в отрыве от истории (в том числе политической) России ХХ века. Это всё было очень взаимосвязано…»
Известнейший российский историк рассказывает, каким образом отмена Постановления «Об опере „Великая дружба“» связана с приходом к власти Никиты Сергеевича Хрущева, какие личные интересы преследовал глава Правительства СССР, а также какими итогами для советского музыкального сообщества ознаменовался пересмотр знаменитого постановления, и какую роль во всем это играл Тихон Николаевич Хренников…