Пиратство в интернете и все сопутствующее…
10 ноября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Хотите услышать новую запись Евгения Кисина? Пожалуйста! Отреставрированного Альфреда Корто? Не вопрос! «Духлесс» Романа Прыгунова — уже появился! Новый роман Акунина — ждем-с на днях! А вы скачивайте-скачивайте, ведь за это ничего не надо платить! Пока не надо… Ольга Сирота открывает разговор об интеллектуальной собственности.
На самом деле, пиратство — это лишь вершина айсберга под названием «интеллектуальная собственность». А то, что это именно айсберг — сомнений не вызывает. Один пример: США получает выплаты по лицензиям и патентам — платит им весь мир (включая нас). В прошлом году сумма получилась такой же, как от продажи сельсхозпродукции — а это порядка 130 миллиардов долларов. Получается, что от продажи всех прав интеллектуальной собственности сумма исчисляется в триллионах! Тогда возникает вопрос: что выгоднее — продавать «ножки Буша» или патенты?
В гостях у Ольги Сироты в студии радио «Орфей» человек, который знает об этом всё — Иван Анатольевич Близнец, ректор Российской академии интеллектуальной собственности (РГАИС) и председатель Комитета по интеллектуальной собственности ТПП РФ.
В центре беседы — нашумевший конфликт и судебные разбирательства между Московской филармонией и Российским авторским обществом на предмет расчетов авторского вознаграждения.
Суть проблемы заключается в следующем… До сих пор минимальные ставки рассчитывались согласно положению, принятому правительством в 1994 году. В соответствии с ним отчисления производились от всей выручки вне зависимости от того, сколько охраняемых произведений прозвучало в концерте. Сделаем отступление: охраняются те авторы, с года смерти которых еще не прошло 70 лет, после этого рубежа произведения становятся общественным достоянием. Так, например, наследникам Рахманинова остался год «безбедной» жизни. Однако нелепость законодательства заключается в том, что если, скажем, Денис Мацуев исполнит в первом отделении концерт Рахманинова, а во втором оркестр Московской филармонии сыграет симфонию Бетховена, 10% вырученных за билеты денег (а если Мацуев ограничится только одной прелюдией, то 5%, так как это малая форма) пойдут… нет, не наследнику — РАО. А уж сколько дойдут до адресата — быть может, неизвестно даже ему самому. Поскольку типовой договор РАО с композитором предполагает, что некая доля выплат уходит на содержание общества (какая — тайна). Другими словами, если музыка современного композитора прозвучала в одном концерте с сочинениями неохраняемыми, наш герой получит и за себя, и за Иоганна Себастьяна Баха (Моцарта, Бетховена, Чайковского и т. д.). С коммерческой точки зрения приятно, конечно. Но невыгодно концертным организациям, которым — и это понятно — лучше вообще не включать в программу новую музыку. А это значит, что композиторы станут писать в стол (или перестанут вообще), а газеты будут писать о кризисе современной музыки, профессиональная общественность будет бить в колокола и т. д. Замкнутый круг…