Конкурс имени Чайковского — зеркало нашей жизни. Передача пятая

  • 30 мая 2015
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В предыдущих программах «Оперные страсти» мы уже рассказывали о первых восьми Конкурсах имени Чайковского — вернее о тех из них, где стали соревноваться певцы, а это началось в 1966 году на третьем Конкурсе Чайковского. На очереди у нас одиннадцатый конкурс по специальности «Сольное пение»…
Николай Рыбинский: «Тот конкурс проводился с 9 июня по 1 июля 1998 года. Не знаю, как в других специальностях, но селекцию у вокалистов даже по документам, как это было на десятом конкурсе, на этот раз отменили, и, надо полагать, потому, что жюри снова возглавила Ирина Константиновна Архипова. Она считала, что отбор кандидатов не то что по документам, а даже по аудио- и видеозаписям далеко не совершенен. Поэтому первый тур Ирина Константиновна видела как отборочный. Вот и понаехало на этот „отборочный“ тур 189 вокалистов из 30 стран. А премии к тому времени были уже не в рублях, а в долларах, и первая была достоинством в десять тысяч. Большую часть всех конкурсантов по специальности „сольное пение“ составили наши участники — их было шестьдесят девять. А еще у Ирины Константиновны Архиповой была своя метода конкурсных прослушиваний: сначала, согласно жребию, прослушивались все сопрано, потом все меццо, далее тенора, баритоны и басы. Это было, конечно, скучно для публики, но зато более объективно можно было оценить конкурсанта — так считала Архипова.
Я помню, как на первых конкурсах имени Чайковского в его кулуарах среди вокалистов сетовали на то, что к нам, дескать, не приезжают конкурсанты из Италии. Вокальный авторитет этой страны у обывателей все еще был высоким. И вот наконец к нам приехала итальянка — сопрано Анна-Мария Кьюри. Уже на жеребьевке к ней было приковано особое внимание всей прессы — ведь итальянка. Почему-то все от нее ждали чуда. Она прошла на второй тур и… всё. В дальнейшем за этой певицей никаких оперных подвигов не числилось. А кого же мы запомнили с того конкурса?..»

Последние выпуски программы

Как купить билет в царскую ложу?

Какую тему для рецензии предлагали будущим музыкальным критикам в парижском университете Сорбонна? Можно ли купить билет в царскую ложу Большого театра?

Пушкин и опера

Когда и где Пушкин впервые услышал музыку «упоительного» Россини? Какого мнения был великий писатель Стендаль о театре «Ла Скала»?

Какая комическая опера была представлена в церкви?

Какая комическая опера была представлена в церкви? Почему великий композитор Модест Мусоргский в госпитале значился денщиком?