Павел Стасевич
26 сентября 2018
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Уроки Леопольда Ауэра проходили по определенному сценарию. Ученики собирались загодя. Занимали очередь — кто за кем играет. Известие о том, что профессор прибыл, распространялось мгновенно. Волновались — как настроение? От этого многое зависело! Ровно в 14.35, и ни минутой позже Ауэр входил в класс, закрывал за собой большие двойные двери и начинал урок.
«На уроке, — вспоминает Павел Стасевич, — он вышагивал по классной комнате вдоль и поперек, ненадолго останавливаясь — борода торчком, голова нахохлена, руки сцеплены за спиной. Он улыбался, подходил к окну, а то вдруг окидывал класс настороженным взглядом или нырял под руку играющему, вглядываясь ему в лицо — и всё это со всегдашней сигаретой во рту: курил, курил, курил. Весь пол был усыпан пеплом…»
Поскольку штатных концертмейстеров не было, аккомпанировали друг другу сами ученики — среди них были те, кто равно хорошо владел обоими инструментами. Прекрасными пианистами были Хейфец, Цимбалист, тот же Стасевич. Последний много позже провел уникальный опыт, записал скрипичную сонату Франка сразу в двух ипостасях — и как скрипач, и как пианист. Он сыграл отдельно обе партии, а потом при монтаже их просто соединили.
Павел Стасевич был из последнего поколения питерских учеников Ауэра. Вслед за профессором он перебрался в Америку, где сделал прекрасную исполнительскую карьеру и воспитал в чикагском университете Де Поля несколько замечательных учеников, в числе которых был Руджерро Риччи.