Юный Эльман

11 сентября 2018
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Мальчик, которому было примерно одиннадцать, очень маленький для своего возраста, с крошечными руками… В сложных пассажах он прыгал в позиции как акробат по лестнице», — таким запомнился Леопольду Ауэру юный Миша Эльман.
А вот как Маша вспоминал первую судьбоносную встречу: «Я волновался всю ночь. Перспектива предстать перед великим музыкантом пугала как день страшного суда. Меня охватила настоящая паника, смычок выпал из рук». Конечно, Миша слегка лукавил — к тому моменту за плечами вундеркинда был серьезный жизненный опыт. Он многого добился. Благо, окружающие прекрасно понимали, что у мальчика настоящий талант.
Заботы о карьере взял на себя отец Миши. Где-то просил, где-то диктовал условия, выбивал стипендию, организовывал концерты и даже пытался учить его самостоятельно. После очередного концертного вояжа — Николаев, Киев, Бердичев, Чуднов — у Эльмана-старшего состоялся серьезный разговор с директором Одесского музыкального училища, профессором Дмитрием Климовым. Тот требовал дать Мише возможность спокойно окончить училище, не брать его на гастроли во время каникул и не вмешиваться в учебный процесс.
— На что мы будем жить? — спросил Эльман-старший.
— Работайте, — возмущался Климов, — вам нужно идти работать. Сколько времени вы собираетесь эксплуатировать ребёнка?
— Я был бы рад что-то делать для моей семьи, но кто же будет смотреть за мальчиком?
В общем, каждом остался при своем мнении. Эльманы отправились в Санкт-Петербург. Миша прозанимался с Ауэром всего лишь пару лет, и вскоре стал одним из самых известных и высокооплачиваемых в мире скрипачей. Его гонорары достигали астрономических сумм, а записи пользовались громадным успехом. Его первые пластинки были записаны в 1906 году на фирме Пате в Париже, а последние записи были сделаны в 1967 году.

Последние выпуски программы

«Ауэр. Наследие»

Наследие Леопольда Ауэра не сводится к перечислению его учеников, не ограничивается педагогическими открытиями. Это блистательные традиции скрипичного исполнительства, распространившиеся по всему миру.

Скрипичный Бах

История о том, как Феликс Мендельсон в XIX веке открыл миру имя Иоганна Себастьяна Баха, широко известна. Однако скрипачи не торопились включать сочинения лейпцигского кантора в свой репертуар...

Оскар Шумский

Оскар Шумский научился играть на скрипке в три года...