Тоша Зайдель и Арнольд Стайнхардт
7 сентября 2018
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Не только истинные меломаны знают имя Арнольда Стайнхарда — замечательного скрипача, в течение многих лет выступавшего в Квартете Гварнери. Если вы любите фильмы с Мерил Стрип, то вспомните трогательную мелодраму «Музыка сердца», построенную на реальных событиях.
Это история Роберты Гуаспари, которая преподавала в школах Восточного Гарлема. Большинство ее учеников были детьми из бедных семей. Роберта вела в школах групповые уроки скрипки. Когда возникли финансовые проблемы, и занятия должны были прекратиться, на помощь Роберте и маленьким скрипачам пришли великие музыканты. Именно Арнольд Стайнхардт убедил своих выдающихся коллег Ицхака Перлмана и Исаака Стерна организовать «Скрипичный праздник» — благотворительный концерт в Карнеги-холл в поддержку программы Гуаспари.
Но вернемся к самому Стайнхардту. В числе его педагогов был один их лучших учеников Ауэра Тоша Зайдель. Почему-то этот факт замалчивают наши русские исследователи, называя в числе учителей Стайнхарда только Ивана Галамяна и Йожефа Сигети. Сам же Стайнхард всегда с благодарностью вспоминает уроки Тоши, хотя и не скрывает: Тоша был сверхэмоционален. Впрочем, как и Ауэр. Тот тоже бывал страшен в гневе.
Итак, слово Стайнхарду. «Осенью 1951-го года у меня был первый с Зайделем урок в его роскошном доме в районе Беверли-Хиллс. Я начал играть Третий концерт Сен-Санса. Как только я сыграл начало, он заревел: „Стоп!“. Зайдель продолжал раскачиваться в кресле-качалке и курить свою трубку, свирепо глядя на меня. Наконец, он встал и пошел ко мне. „Ты играешь как дохлая рыба“, — сказал он хмуро. Зайдель взял свою скрипку и атаковал Сен-Санса. Эффект был настолько силён, что я тут же забыл его оскорбительное ко мне отношение. Ауэр был прав, когда назвал его скрипичным чёртом. Его игра, интенсивная и страстная, была дьявольски горяча; в то же время, скрипка его могла так сладостно звучать!» А вот еще: «Огненный русский виртуоз Тоша Зайдель кричал на меня и даже иногда бил меня своим смычком. Это было как „если выживите, получите шанс учиться профессионально“. Но была и другая сторона этой школы, когда Зайдель играл. Пьянящая теплота его звучания и необузданная свобода музицирования открывали невообразимые возможности. То ли благодаря вдохновению, то ли из-за запугивания и угрозы насилия, но я стал играть лучше», — скромно резюмирует Арнольд Стайнхардт.