«Секретные материалы» Сергея Мазаева
25 декабря 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
25 ноября встреча Сенаторского клуба впервые прошла в Музее Александра Сергеевича Пушкина на Пречистенке. Уютный зал красивого исторического особняка, в котором располагается музейный комплекс, оказался идеальным местом для классического камерного концерта. И в этом не было бы ничего необычного, если бы не личность главного исполнителя. Это Сергей Мазаев — один из самых популярных рок-музыкантов страны, лидер группы «Моральный кодекс»…
Радиостанция «Орфей» получила эксклюзивные права на трансляцию этого концерта, записи которого вы услышите в ближайших выпусках прогроаммы «Музыка в верхах». А о том, почему Сергей Мазаев решил играть классическую музыку, и как проходил этот уникальный концерт, рассказывает ведущий программы — известный журналист и музыкальный критик Йосси Тавор.
Вступительное слово Йосси Тавора: «Концерт, который мы предлагаем вашему вниманию — яркое и важное событие. И не только потому, что в нем прозвучали замечательные и редкие сочинения, исполненные на очень высоком уровне. Этот концерт точно отражает те изменения, которые происходят сегодня в музыке и культуре в целом.
Мы с вами живем в эпоху стирания барьеров и границ — географических, культурных, жанровых, стилевых. Ведущие рок-музыканты давно уже выступают в сопровождении симфонических оркестров, открывая новые краски в своих известнейших хитах. С другой стороны, классика все чаще и чаще звучит в жанре кроссовер — в непривычном стилевом облике, включающем элементы джаза, рока, фольклора и электроники. Но не менее важна еще одна тенденция — почти все выдающиеся мастера рока и джаза на каком-то этапе испытывают острую потребность вернуться к классическим корням, погрузиться в глубокий и возвышенный мир, имя которому музыкальная класиска. И вот уже сэр Пол Маккартни пишет «Ливерпульскую ораторию», цикл фортепианных пьес и партитуру балета «Королевство океана». Великий джазовый трубач Уинтон Марсалис, начиная с 90-х годов, выпускает десятки классических альбомов с музыкой от эпохи барокко (сочинения Пёрселла, Вивальди, Генделя, Баха) до авторов ХХ века (Равель, Оннегер, Пуленк, Хиндемит, Энеску, Бернстайн и др.). А Гордон Мэтью Томас Самнер, известный всему миру как Стинг, вместе со знаментым исполнителем на классической лютне — боснийцем Эдином Карамазовым записывает в 2006 году альбом «Песни из лабиринта» с музыкаой великого английского композитора XVI–XVII вв. Джона Доуленда. И этот альбом входит в топ-лист авторитетного журнала «Billboard».
Тем же путем пошел и наш сегодншний герой — Сергей Мазаев. Но для него путь к классике оказался легким и естественным — он просто венулся к своим истокам. Дело в том, что Мазаев получил профессиональное музыкальное образование по классу кларнета. Сергей закончил знаменитое Музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова, но после службы в армии решил поступить на экономический факультет МГУ. Тем не менее тяга к музыке все-таки одержала верх, пусть реализовалась она в другой области. В 80-х годах Сергей Мазаев играл в рок-группах «Автограф», «Калинов мост», «Музыкальный семестр», «Здравствуй, песня», «Шаровая молния» и др. А с 1989 года он — бессменный солист и лидер группы «Моральный кодекс», автор и исполнитель популярнейших песен — то брутальных, то нежных, но неизменно стильных и интеллигентных. Мазаев много снимался в кино. Назовем хотя бы роль саксофониста в ресторане «Астория» в знаменитом фильме «Место встречи изменить нельзя». А также роли в популярных фильмах «Копейка», «День радио», «Обитаемый остров». Кроме того, музыкант руководит собственным продюсерским и издательским центром «Мазай коммуникейшенс». В 2010 году Сергею Мазаеву присвоено звание «Заслуженный артист России».
25 июня в Московском Доме музыки Сергей Мазаев представил свой новый проект — «Queentet Сергея Мазаева». Наверняка, вы почувствовали игру слов: в музыке слово квинтет означает ансамбль из пяти исполнителей; однако обратим внимание на английское слово «queen» — «королева», спрятанному внутри названия. Дело в том, что солисту Мазаеву, играющему на кларнете, аккомпанирует струнный квартет, состояющий исключительно из очаровательных женщин-музыкантов, играющих в ведущих оркестрах Москвы.
Радиостанция «Орфей» освещала дебют нового коллектива, и я лично рассказывал радиослушателям о своих впечатлениях в программе «Утро в мажоре». И вот новая встреча — на концерте в Музее А. С. Пушкина в рамках совместного проекта радио «Орфей» и Сенаторского клуба. Должен сказать вам со всей ответственностью — за прошедшие полгода исполнительский уровень ансамбля значительно вырос: музыканты прекрасно сыграны, они тонко чувствуют друг друга (а именно это в первую очередь определяет класс в такой сложной сфере, как камерная музыка), богаче и разнообразнее стал репертуар, в который вошли новые сочинения. Высочайшая планка качества, отличающая Квинтет Сергея Мазаева, вызывает не только уважение, но и восхищение, равно как и требовательность Сергея к самому себе: артист не только ежедневно репетирует по несколько часов, но и неустанно совершенствует свои навыки под руководством замечательного росийского кларнетитста — Игоря Федорова.
Профессионал во всем Мазаев ставит перед собой цель — играть на таком уровне, чтобы публика не делала скидку на его известность, а оценивала непосредственно исполнение как таковое…»
Свое собственное мнение об игре Квинтета Сергея Мазаева вы сможете составить, прослушав выпуски программы «Музыка в верхах», посвященные специальному выступлению коллектива для членов Сенаторского клуба.
В первой передаче звучит «Джига» французского композитора Даниэля Обера и Канцона для кларнета и струнного оркестра Сергея Танеева. А в перерывах между выступлениями вы услышите фрагменты эксклюзивного интервью, которое Сергея Мазаев дал в день концерта специальному корреспонденту радио «Орфей» — Роману Берченко.