В плену босановы

  • 30 октября 2013
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В программе «Музыка в верхах» продолжаются джазовые встречи. На этот раз окунемся в обворожительный мир босановы — томный стиль джаза с бразильским характером…
Вступительное слово Йосси Тавора: «Нынешнее путешествие в мир джаза мы начинаем с Бразилии, где оказывается не только самые лучшие футболисты и самые длинные пляжи, но и выдающиеся музыканты. Полное имя одного из них — Антониу Карлус Бразилейру ди Алмейда Жобин. Но весь мир знает его как Жобина — создателя стиля босанова — неповторимой смеси кул-джаза (cool jazz) с местными бразильскими ритмами.
Название босанова или босса-нова образовано из двух слов: bossa — в буквальном переводе с португальского «шишка», «холмик» или «горб» и nova — «новый». Однако в модных музыкальных клубах Рио-де-Жанейро и Сан-Пауло конца 60-х годов слово «bossa» было слэнгом и обозначало примерно то же, что наше нынешнее словечко «фишка» — особенность, яркая черта. Таким образом, босанова — это не «новая шишка», а скорее «новая фишка» — «новый стиль».
Его основоположником как раз и был Антониу Карлус Жобин, сочинивший в 1958 году первый в мире хит в стиле босанова под названием «Довольно грустить» («Chega de Saudade»). Ему же принадлежит и самая популярная на века песня в этом жанре — «Девушка из Ипанемы» (порт. — «Garota de Ipanema», англ — «The Girl from Ipanema»). Для тех, кто не знает, Ипанема — это один из южных районов Рио, где живут зажиточные граждане. Однако Жобину эта музыка и впрямь обеспечила безбедную жизнь на долгие годы и мировую славу. Первая коммерческая запись песни была сделана в 1962 году. А версия в исполнении певицы Аструд Жилберту под аккомпанемент американского саксофониста Стэна Гетца и бразильского гитариста Жуана Жилберту 1963 года стала международным хитом.
В 1965 году эта запись получила сразу пять (!) премий «Grammy», в том числе и как «Альбом Года», которой джазовая пластинка была удостоена впервые в истории. Следующего подобного случая пришлось ждать целых сорок три года: только в 2008 году «Альбомом Года» стала джазовая запись Херби Хэнкока. А тогда, в 1965-м, «Девушка из Ипанемы» получила еще и персональный приз как «Лучшая запись Года».
Впоследствии мелодии Жобина исполняли такие крупнейшие звезды мирового джаза, как Элла Фицджеральд, Фрэнк Синатра, Оскар Питерсон, Херби Хэнкок, Чик Кориа и многие другие. А сам маэстро был удостоен «Grammy» еще раз — уже посмертно: в 2012 году в номинации «Жизненные достижения».
В программе звучит одна из самых известных композиций Антониу Карлус Жобина — песня «Once I Loved» — «Однажды я любил».
Исполнители: биг-бенд «Орфей» под управлением Заслуженного деятеля искусств России — композитора и дирижера Игоря Кантюкова, Карина Кожевникова (вокал), Арзу Гусейнов (флюгельгорн).
Также в программе — знаменитые джазовые стандарты «Soul bossa nova» Куинси Джонса (1961) и «Tea for two» Винсента Юманса (1925).
Записи с концерта для членов Сенаторского клуба, состоявшегося 24 сентября 2013 года в джаз-клубе «Союз композиторов».

Последние выпуски программы

День памяти и скорби. Передача четвертая

Заключительная передача о концерте, который состоялся в Музее Великой Отечественной войны 21 июня.

День памяти и скорби. Передача третья

Третья программа о концерте, который прошел на Поклонной горе накануне 75-летия начала Великой Отечественной войны. Он был посвящен Году российского кино.

День памяти и скорби. Передача вторая

Йосси Тавор продолжает рассказ о концерте, который прошел 21 июня в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе.