Музыкальные лики «Ave Maria»

26 июня 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Мы вновь на концерте в Музее «П. И. Чайковский и Москва». В нынешнем выпуске программы поговорим об «Ave Maria» — возможно, самой известной католической молитве, на протяжении веков вдохновлявшей композиторов на создание шедевров…
Вступительное слово Йосси Тавора: «Первая фраза этой молитвы представляет собой приветствие Архангела Гавриила, обращенное к Деве Марии в момент Благовещения. Ее русский перевод звучит так:
Радуйся, Мария, Благодати полная,
Господь с Тобою;
благословенна Ты между женами,
и благословен плод чрева Твоего, Иисус.
Святая Мария, Матерь Божия,
молись о нас, грешных,
ныне и в час смерти нашей.
Аминь.
Так сложилось, что история музыкальных воплощений «Ave Maria» — это история тайн и мистификаций. И первая же версия, которую мы сегодня услышим, связана с мистификацией авторства музыки. Эта ария приписывается итальянскому композитору рубежа XVI–XVII вв. Джулио Каччини — одному из основоположников оперного жанра. Однако ее настоящий автор — замечательный советский композитор, гитарист и лютнист Владимир Вавилов, записавший в 1970 году вместе с певицей Надеждой Вайнер на фирме «Мелодия» это произведение со скромной пометкой — «музыка неизвестного автора». Но когда в 1984 году в Риге эту же арию записала знаменитая латышская певица Инесса Галанте, в качестве автора фигурировал уже Каччини, к стилю которого эта музыка не имеет никакого отношения. С тех пор эта ошибка переходит из одного издания в другое, несмотря на доказанное авторство Вавилова».
«Ave Maria» Владимира Вавилова звучит в исполнении Академического Большого Хора «Мастера хорового пения» РГМЦ под управлением Народного артиста России, профессора Льва Конторовича. Солистки — Серафима Коняшина (сопрано) и Полина Баканова (меццо-сопрано). За роялем — лауреат международных конкурсов Мария Агафонникова.
Йосси Тавор: «Версия „Ave Maria“ Франца Шуберта также не обошлась без мистификации, на этот раз связанной с литературным текстом. Дело в том, что Шуберт написал свое произведение на стихи Вальтера Скотта из цикла „Дева озера“ в немецком переводе. Они начинаются словами „Ave Maria…“, но дальше следует совершенно другой — неканонический — текст. Однако песня Шуберта оказалась настолько возвышенной и одухотворенной, что исполнители уже после его смерти скрестили музыку композитора с латинским оригиналом, немного изменив ритм и ударение, а также добавив куплеты на итальянском языке. Именно в таком виде она закрепилась в музыкальной практике».
«Ave Maria» Франца Шуберта звучит в исполнении Академического Большого Хора «Мастера хорового пения» РГМЦ под управлением Льва Конторовича. Солист — лауреат международных конкурсов Игорь Головатенко.
Йосси Тавор: «Весь мир знает великого аргентинского музыканта Астора Пьяццоллу, как замечательного исполнителя на бандонеоне (разновидности аккордеона) и автора изумительных танго. Однако мало кто знает, что Пьяццолла получил академическое образование в Париже, где учился композиции у выдающегося педагога русского происхождения Нади Буланже, и всю жизнь помимо танго писал серьезную музыку. Лишь избранный круг меломанов в курсе того, что Пьяццола создал собственное сочинение на текст „Ave Maria“. И сегодня мы с вами приобщимся к этому избранному кругу».
«Ave Maria» Астора Пьяццолы звучит в исполнении Академического Большого Хора «Мастера хорового пения» РГМЦ под управлением Льва Конторовича. За роялем — лауреат международных конкурсов Мария Агафонникова.
Йосси Тавор: «Последняя в этой программе версия „Ave Maria“ и сопутствующая ей мистификация связана с музыкой. В 1722 году Иоганн Себастьян Бах написал 24 прелюдии и фуги во всех тональностях известные сегодня всему миру как первый том сборника „Хорошо темперированный клавир“. Полтора века спустя замечательный французский композитор Шарль Гуно обратился к самой первой баховской прелюдии из этого сборника, и, почувствовав ее особую возвышенность и чистоту, присочинил к ней мелодию на текст латинской молитвы. Так появилась на свет „Ave Maria“ Баха-Гуно».
«Ave Maria» Баха-Гуно звучит в исполнении Академического Большого Хора «Мастера хорового пения» РГМЦ под управлением Льва Конторовича.
Автор аранжировок для хора — Лев Конторович.

Последние выпуски программы

День памяти и скорби. Передача четвертая

Заключительная передача о концерте, который состоялся в Музее Великой Отечественной войны 21 июня.

День памяти и скорби. Передача третья

Третья программа о концерте, который прошел на Поклонной горе накануне 75-летия начала Великой Отечественной войны. Он был посвящен Году российского кино.

День памяти и скорби. Передача вторая

Йосси Тавор продолжает рассказ о концерте, который прошел 21 июня в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе.