Встречи с Чайковским в музее «П. И. Чайковский и Москва»
12 июня 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
22 мая 2013 года заседание Сенаторского клуба Федерального собрания РФ прошло в необычном месте — Музее «П. И. Чайковский и Москва». Директор музея Ольга Васильевна Хонабьева провела экскурсию для гостей вечера, а затем в музее состоялся концерт, специально подготовленный для Сенаторского клуба, фрагменты которого мы предлагаем вашему вниманию…
Вступительное слово Йосси Тавора: «Наша сегодняшняя программа посвящена величайшему композитору России — Петру Ильичу Чайковскому. Это символ и икона русской музыки, национальный гений, признанный всем миром. Причем гений поистине универсальный — создавший шедевры во всех музыкальных жанрах, будь то симфония или концерт, опера или балет, фортепианная или камерная музыка, романсы или хоровые сочинения.
Чайковский наряду с Бетховеном, Малером, Шостаковичем, один из редких художников, которые через личную трагедию запечатлели трагедию мира. Он отождествлял себя со своими героями — Манфредом, Онегиным, Германом, и воплощал в музыке свои восторги и разбитые надежды — радости и жестокие разочарования. Отсюда тот невероятный драматический накал и глубочайший трагизм, которые пронизывают многие его сочинения, особенно позднего периода.
Одна из самых больших тайн судьбы Чайковского — загадка его смерти. В течение многих десятилетий бытует версия, что композитор не умер естественной смертью, заразившись холерой, как свидетельствуют официальные источники, а покончил с собой, боясь судебного разбирательства и неминуемого скандала в высших придворных кругах. Данная версия основана на косвенных деталях и предположениях — реальных фактов и доказательств нет, однако то и дело появляются новые публикации, муссирующие эту тему.
Выскажу свое мнение — Чайковский был глубоко религиозным человеком: в этом сам он не раз признавался, об этом говорят его хоровые произведения, написанные для православной службы. Напомню — согласно церковным канонам самоубийство тяжкий грех: только Бог решает судьбу человека, только Бог вправе прекратить его земную жизнь. Сам человек не имеет морального права так поступать. Это и есть, по моему убеждению, главное доказательство несостоятельности версии о самоубийстве Петра Ильича Чайковского. Истово верующий человек, каковым он, безусловно, был, не мог лишить себя жизни даже в самых тяжелых и трагических обстоятельствах.
Однажды Чайковский написал Надежде Филаретовне фон Мекк:» Я очень часто бываю у обедни; литургия Иоанна Златоустого есть, по-моему, одно из величайших художественных произведений. Если следить за службой внимательно, вникая в смысл каждого обряда, то нельзя не умилиться духом, присутствуя при нашем православном богослужении. Я очень люблю также всенощное бдение. Отправиться в субботу в какую-нибудь древнюю небольшую церковь, стоять в полумраке, наполненном дымом ладана, углубляться в себя и искать в себе ответа на вечные вопросы: для чего, когда, куда, зачем, пробуждаться от задумчивости, когда хор запоет: «От юности моея мнози борют мя страсти», и отдаваться влиянию увлекательной поэзии этого псалма, проникаться каким-то тихим восторгом, когда отворятся царские врата и раздастся: «Хвалите господа с небес!», — о, все это я ужасно люблю, это одно из величайших моих наслаждений!».»
Хоровые произведения П. И. Чайковского исполняет Академический Большой Хор «Мастера хорового пения» РГМЦ под управлением Народного артиста России, профессора Льва Конторовича.