Случай в московском метро

Выпуск 21
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Это история случилась во время Великой Отечественной войны в московском метро. Обычный день войны. Едут люди по своим делам. Народу в вагоне немного, но все сидения заняты. А на одном из сидений два паренька, им не больше двенадцати лет. Они никого не видят вокруг, потому что спят, притом, крепко, развалившись. Пассажиры поглядывают на них с раздражением и брезгливостью: хотя бы место уступили старшим! Но куда там! Ребята видят седьмой сон. На остановке в вагон заходят две женщины средних лет с тяжелыми сумками. И принимаются стыдить мальчишек: «Ишь развалились тут… видят пожилых людей и сидят… вместо того, чтобы встать!». Разгорается типичная бытовая склока, подключаются к осуждению и другие пассажиры. Но ребята не просыпаются. И тогда их стаскивают с сиденья вагона. Но и стоять они не могут — тот мальчишка, что поменьше ростом, сползает сонным на пол. Его не разбудить. «Какое безобразие — спать на ходу!», негодуют пассажиры. И вдруг второй парнишка, еле ворочая языком, говорит: «Тише, не мешайте ему спать… Он… два дня у станка стоял… смена не приходила». Сказал это и сам заснул. И тут лишь взрослые дяди и тети догадались: ребята работают на заводе! И сразу все замолчали.
Случай в московском метро
Свидетелем этой сцены стал оперный режиссёр Борис Покровский, запомнивший ее на всю жизнь. В вагоне «наступило какое-то волшебное оцепенение… Никто не поднимал ребят, не предлагал им своих мест, да и свободных мест теперь уже стало много. Но на ребят смотрели как на дорогую реликвию, бесценную, навеки одухотворенную, как на знак силы, убежденности и веры в победу… так мелкотравчатая комедия превратилась в народный эпос, выраженный малыми, „камерными“ средствами». Покровский вышел на своей остановке и все время думал, «что где-то движется вагон и везет двух мальчишек, которые хотят спать и которым нет дела до своего героизма. Они делают то, что ждет от них время, что велит им их еще неразбуженное сознание, но интуитивно проявляющая себя совесть». И когда речь шла о героизме народа в годы войны, режиссёр всегда вспоминал этот случай в московском метро, приводя его в пример молодым артистам.

Последние выпуски программы

Тимофей Докшицер на параде 1941 года

Военная служба выдающегося трубача Тимофея Докшицера проходила в Образцовом оркестре штаба Московского военного округа.

Дон Кихот под бомбежкой

Еще до начала Великой Отечественной войны на одной из московских киностудий начались съемки учебного кинофильма «Методика классического танца».

Как Асаф Мессерер тушил фугасы

Когда в 1938 году был заключен так называемый пресловутый Мюнхенский сговор, балетмейстер и артист Большого театра Асаф Мессерер решил поставить балет на злободневную тему, назвав его «Международное положение».

Поиск по сайту