Балерина как символ стойкости
Выпуск 13
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Москву Великая Отечественная война пришла ровно через месяц после нападения фашистской Германии на СССР. 22 июля 1941 года над столицей впервые появились вражеские самолеты, несущие свою смертоносную начинку. Покорять Москву Гитлер отправил одно из отборных соединений Люфтваффе — 2-й воздушный флот, числом свыше 1600 самолётов. Своим воздушным асам фюрер приказал сравнять Москву с землей. Первый воздушный налет на Москву продолжался более двух часов. Немцы поставили цель забросать город не только мощными минами и фугасными бомбами (весом до тонны), но и зажигательными снарядами, «зажигалками», как прозвали их москвичи. Для Москвы такие бомбы были особенно опасны — ведь в столице было немало деревянных зданий. На одну только усадьбу Льва Толстого в Хамовниках было сброшено 34 зажигательных бомбы. Благодаря смелым и отважным действиям всего лишь пятерых сотрудников музея-усадьбы толстовский дом удалось спасти. В 1941 году число «зажигалок», сброшенных на Москву пачками, достигло 100 тысяч.

Немцы целились в самый центр Москвы. В октябре 1941 г. бомба весом до полутонны упала на Большой театр, серьезно повредив портик и вестибюль здания. Угодил немецкий фугас и в Музей изобразительных искусств, пробив крышу над так называемым итальянским двориком со статуей Давида. Прямым попаданием бомбы уничтожено было и здание театра имени Вахтангова на Арбате. Погиб один из лучших актеров театра еще первого, «вахтанговского» поколения Василий Васильевич Куза, находившийся в момент бомбёжки в театре на дежурстве, с ним погиб и его коллега по сцене Николай Фёдорович Чистяков. Взрыв был настолько разрушительной силы, что театральные декорации разбросало по всему Арбату и прилегающим переулкам. А вот статуя балерины на доме № 17 по улице Горького уцелела. Еще до войны родилась легенда, что это — изваяние Ольги Лепешинской. И потому часто после налётов москвичи узнавали друг у друга: «А Лепешинская жива, стоит ещё?». Статуя балерины стала своего рода олицетворением стойкости Москвы. Так она и простояла всю войну.