Эмиль Гилельс в московском ополчении

Выпуск 5
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
4 июля 1941 года Государственный комитет обороны СССР принял постановление «О добровольной мобилизации трудящихся Москвы и Московской области в дивизии народного ополчения». В ополчение брали тех, кто не подлежал мобилизации или призыву. Много было и представителей интеллигенции, никогда ранее не державших винтовку в руках. Об этом пронзительно написала Юлия Друнина в стихотворении «Ополченец»: «Редели, гибли русские полки. Был прорван фронт. Прорыв зиял, как рана. Тогда-то женщины, Подростки, Старики Пошли на армию Гудериана. Шла профессура, Щурясь сквозь очки, Пенсионеры В валенках подшитых, Студентки — Стоптанные каблучки, Домохозяйки — Прямо от корыта». Уже 7 июля 1941 года было сформировано 12 дивизий, общей численностью 120 тысяч человек. В августе 1941 года они приняли присягу. В октябре 1941 года было организовано еще 4 стрелковых дивизии. После недолгой боевой подготовки они отправлялись на передовую, которая все ближе и ближе подходила к Москве. Основные и невозвратимые потери ополченцы понесли, защищая родной город в октябре 1941 года. Всего из шестнадцати дивизий пять (!) были расформированы — столько было убитых и раненых.
Эмиль Гилельс в московском ополчении
Многие студенты и преподаватели Московской консерватории записались в ополчение. Среди них — пианист Эмиль Гилельс. Вместе со своим другом скрипачом Михаилом Фихтенгольцем они ушли в ополчение одними из первых. «Тогда у всех был очень сильный патриотический настрой, и у них, конечно, тоже. Иначе они просто не могли поступить…», так вспоминает Лидия Фихтенгольц, — Им сшили какие-то полотняные котомочки, и помню, как они, с этими котомочками через плечо, шли, удаляясь по улице, а мы с балкона смотрели, как они уходят вдвоем… Куда они попали, я не помню, но через две недели они вернулись. Это было, конечно, счастье! Кто-то распорядился, чтобы их вернули, что здесь они нужны больше». Много раз Эмиль Гилельс впоследствии выступал перед советскими солдатами на фронте. А летом 1945 года состоялось выступление пианиста в Потсдаме во время конференции глав правительств СССР, США и Великобритании.

Последние выпуски программы

Дон Кихот под бомбежкой

Еще до начала Великой Отечественной войны на одной из московских киностудий начались съемки учебного кинофильма «Методика классического танца».

Как Асаф Мессерер тушил фугасы

Когда в 1938 году был заключен так называемый пресловутый Мюнхенский сговор, балетмейстер и артист Большого театра Асаф Мессерер решил поставить балет на злободневную тему, назвав его «Международное положение».

Покровского на выход!

Режиссера Бориса Покровского трагическое известие о начале Великой Отечественной войны застало в Иванове, где гастролировал Горьковский театр оперы и балета имени А. С. Пушкина.

Поиск по сайту