Странные гибриды: симфонии Филипа Гласса
18 марта 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Александр Журбин вновь возвращается к Филипу Глассу и предлагает рассмотреть еще одну грань творчества композитора на примере его симфоний. Здесь вы не услышите ни одного произведения в каноническом жанре, зато встретите немало экстравагантных подходов — от фантазий на тему Брайана Ино и Дэвида Боуи до симфонии с темой без развития и Чаконы с повторяющимися структурами…
Александр Журбин: «Для симфонического оркестра Филипом Глассом написано около двадцати пяти больших сочинений. Десять из них называются симфониями. Но всё не так просто: симфонии у него весьма разнообразные и построены они массой самых замысловатых способов. Например, для некоторых из них Филип Гласс заимствует темы из музыки других авторов, создавая произведение не на собственном мелодическом материале, а, по сути, на чужом. Встречаются и другие странные гибриды. Однако в целом это не может не поражать — хотя бы даже количество написанных от руки партитур. А должен сказать, что партитуры Гласа всегда масштабны, и в них очень много нот…»
В передаче звучат фрагменты первых четырех симфоний композитора. Чего здесь только нет — кроме того, что мы привыкли слышать в классической симфонии. Филип Гласс искусно избегает всяких преобразований — сонатности, разработки, контраста, закольцовывая каждую едва назревающую тему. «Своего рода это современные модификации симфонизма, — замечает Александр Журбин. — Ни один материал не развивается и не получает дополнительного смысла; каждый остается в своем собственном смысле, а форма развивается за счет сочетания несочетаемых материалов».