Музыка «третьего течения». Гюнтер Шюллер. Передача вторая
11 марта 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Александр Журбин продолжает свой рассказ о Гюнтере Шюллере — композиторе, который проложил дорогу «третьему течению», но своим творчеством не снискал большой славы даже в родной Америке. Гюнтер Шюллер одним из первых в своей музыке скрестил джаз и академический жанр, достигнув на этом поприще весьма любопытных результатов…
Александр Журбин: «Вы, наверное, спросите, почему я уделяю столько внимания практически неизвестному композитору? Его имя знакомо только в узких кругах, а в массах о нём почти ничего не знают. Да и музыка Гюнтера Шюллера звучит крайне редко. Тем не менее, я продолжаю настаивать на том, что для нас он важен, или скорее — он важен для меня. Потому что он одним из первых в мире попытался объединить два мира не только на практике, но и в теории. Говоря о двух мирах, я имею в виду мир серьёзной академической музыки в традициях ХХ века и мир настоящего великого джаза, в котором Гюнтер Шюллер был прекрасным знатоком и не менее великолепным практиком…»
В 1955 году тридцатилетний Гюнтер Шюллер в компании с выдающимся джазовым пианистом Джоном Льюисом, руководителем ансамбля «Modern Jazz Quartet», основали общество, которое назвали «Modern Jazz Society». А в 1957 году, Гюнтер Шюллер, читая лекцию в одном из американских университетов, впервые употребил термин «third stream». Это многим понравилось, а сам композитор с тех пор стал увлеченно разрабатывать эту тему, как в собственном творчестве, так и теоретически…