Благословленный джазом — Гюнтер Шюллер. Передача первая
4 марта 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Сегодня я расскажу вам о композиторе, о котором никто из вас никогда не слышал», — такими словами Александр Журбин открывает очередной выпуск своей программы. Звучит многообещающе, не правда ли? Вы будете заинтригованы еще больше, узнав, что речь идет не только о даровитом академическом композиторе, но и прекрасном джазовом музыканте, а также исполнителе на валторне…
Итак, встречайте — американский композитор с немецким именем Гюнтер Шюллер! Он родился в Нью-Йорке и с самого детства изучал игру на валторне и флейте. Из него получился превосходный валторнист, и долгое время Гюнтер Шюллер был первой валторной в знаменитом театре «Метрополитен-опера». Поворот в его жизни наступил, когда он в 1949 году (Гюнтеру в это время двадцать четыре года) начал играть на валторне в ансамбле великого джазового музыканта Майлза Дэвиса. Практика джаза оказала значительное влияние на последующее музыкальное становление Гюнтера Шюллера. Считается, что он впервые в своем творчестве сознательно объединил музыку джаза и симфоническую музыку, став одним из родоначальников так называемого «третьего направления»[1].
О том, насколько успешными были опыты композитора, нам как всегда позволит судить его музыка. Наряду с классическими сочинениями автора в программе звучат экспериментальные опусы Гюнтера Шюллера на стыке джаза и классического симфонизма — «Journey into Jazz» (1962), «Blue Dawn into White Heat» (1997), «An Arc Ascending» (1996) и др.
___________________________________________________________________________________________
[1] «Третье направление» (англ. — «third stream») — экспериментальное направление в музыке, появившееся в США в 50-е годы ХХ века, которое представляло собой сплав джаза и академических музыкальных традиций. К этому направлению относились симфоджаз, пргрессив-джаз, кул-джаз, джаз-рок, авангардный рок и фьюжн.