Убежденный авангардист — Эллиотт Картер
14 января 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Линию американских композиторов в программе «Музыкальные перекрёстки» продолжает имя Эллиотта Картера — композитора-долгожителя, оставившего весьма заметный след в американской музыке. Мэтр «метрической модуляции», он была дважды удостоен Пулитцеровской премии за свои сочинения, а, перешагнув вековой рубеж, прославился как первый композитор старше ста лет, чьи новые сочинения публикуются и исполняются…
Эллиотт Кук Картер родился в 1908 году в Нью-Йорке. В своих первых композиторских опытах он был поддержан Чарльзом Айвзом, учился музыке в Гарвардском университете, а впоследствии занимался в Париже у Нади Буланже. Вернувшись в США в 1935 году, учился математике, физике и древним языкам. Во время Второй мировой войны работал в Отделе военной информации правительства США. В 1946—1970-х годах преподавал музыку в крупнейших американских университетах. Дважды становился лауреатом Пулитцеровской премии — за свои Второй и Третий струнные квартеты.
Особой творческой продуктивностью Эллиотт Картер отметился в поздние годы жизни. В возрасте от девяноста до ста лет он опубликовал более сорока своих работ, и еще четырнадцать, после того как ему исполнилось сто лет, побив таким образом рекорд Лео Орнштейна.
В своем музыкальном развитии Картер испытал влияние Стравинского, Харриса, Копленда и Хиндемита. А после неоклассической фазы продолжал писать атональную, ритмически сложную музыку. Свои творческие эксперименты на ритмических структурах композитор называл «метрическими модуляциями», став основоположником этой специфической техники в музыке.
О том, как распознать метрическую модуляцию на слух, и умел ли Эллиотт Кук Картер писать простые душевные мелодии — узнаете из рассказа Александра Журбина…