На что намекает господин Айвз?
10 декабря 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
На примере симфонического творчества композитора Александр Журбин предлагает рассмотреть наиболее экстравагантные приемы звукописи Чарльза Айвза, а также разобраться, какие из них действительно достойны серьезного внимания…
Для исследователей своего творчества Айвз оставил немало загадок. Взять хотя бы путаницу с нумерацией симфоний композитора, которая уже представляет безграничное пространство для различного рода версий и соображений. Собственноручно Айвз пронумеровал первые четыре симфонии, а общее число сочинений композитора в этом жанре по разным оценкам варьируется от четырех до девяти. Нередко к симфоническому наследию Чарльза Айвза также причисляют «Праздничную симфонию» («Holidays Symphony»), «Вселенную» («Universe Symphony») и знаменитый «Orchestral Set».
«В наших программах мы не будем погружаться в пучину айвзовской текстологии, — замечает Александр Журбин. — В противном случае мы рискуем застрять там на годы. Поэтому остановимся только на самом очевидном и заметном…».
Заметного тут действительно немало, а вот очевидное выявить не так-то просто. Поэтому начнем с того, что было очевидно самому Чарльзу Айвзу — а именно с четырех симфоний, которые таковыми обозначил сам композитор.
В фокусе передачи: нестандартная пятичастная Симфония № 2, «лауреат» Пулитцеровской премии — Симфония № 3 и образец микротоновой техники — Симфония № 4.
Также поговорим о том, кого предпочитает цитировать маэстро, стоит ли пафоса знаменитый аккорд «Bronx cheer» и можно ли разделить полтона на тысячу составляющих?..