Композитор «воскресного дня» — Чарльз Айвз

3 декабря 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Александр Журбин открывает разговор об американских композиторах ХХ века. Первое место в этом списке по праву принадлежит Чарльзу Эдварду Айвзу, которого потомки назовут основоположником национальной композиторской школы США…
Творческая судьба Чарльза Айвза не похожа на судьбу ни одного другого композитора. Первые азы музыкальной грамоты он постигал от отца, военного капельмейстера, а профессиональное музыкальное образование получил в Йельском университете, где учился у Горацио Паркера — самого ученого на тот момент композитора и теоретика музыки в Штатах. За четыре года учебы в университете им было написано около 80 произведений. В их числе и Первая симфония, ставшая его дипломной работой.
Однако сразу по окончании Йеля многообещающий молодой композитор запросто распрощался с музыкой и занялся страховым бизнесом, которым успешно занимался на протяжении всей жизни. Целые дни он проводил в своем агентстве, а по вечерам, ночам и в выходные дни сочинял музыку.
Открытия, сделанные Чарльзом Айвзом в области техники и звукоизобразительности произведут сенсацию среди модернистов, спустя полвека. А Игорь Стравинский произнесет свои знаменитые слова: «Айвз принялся закусывать нынешним пирогом задолго до того, как кто-нибудь успел сесть к этому столу».
При всем этом сам композитор называл себя любителем. Однажды он скажет: «Иные сочиняли для денег, я — нет; иные для славы, я — нет; иные из-за любви, я — нет. Я на самом деле не сочинял вовсе. Я просто чистил дом. А все, что осталось, развесил на бельевой веревке».
Кто бы мог подумать, что наследие этой «бельевой веревки» положит начало академической музыке США, а ее создателя назовут американским композитором ХХ века № 1…
В программе звучат фрагменты Первой симфонии Чальза Айвза, написанной молодым студентом Йельского университета. Уже здесь прослеживается обилие отклонений в разные тональности, так раздражавшее учителя Айвза — Горацио Паркера, а также цитирование тем национальных гимнов и популярных песен, которые впоследствии определят самобытное «лицо» всей американской музыки. В целом же, Первая симфония довольно традиционна, а в ее фактуре заметно влияние любимых композиторов автора — Бетховена и Брамса.

Последние выпуски программы

Новинки и хиты «Метрополитен-опера»: «Русалка», «Любовный напиток», «Князь Игорь»

Александр Журбин продолжает делиться тем, что он увидел на сцене «Метрополитен-опера». В передаче вас ждут: «Русалка» с бесподобной Рене Флеминг, «Любовный напиток» со звездной Анной Нетребко и главная премьера сезона — «Князь Игорь» Дмитрия Чернякова…

Новинки и хиты «Метрополитен-опера»: «Вертер», «Летучая мышь»

Александр Журбин посвящает передачу своим свежим музыкальным впечатлениям, которые на этот раз всецело связаны с оперой и знаменитым театром Metropolitan Opera в Нью-Йорке…

Музыкальный театр Филипа Гласса

Александр Журбин приглашает радиослушателей в мир опер и «не совсем опер» Филипа Гласса, где можно встретить лучших представителей человечества от Эйнштейна до Льва Толстого, но это вам ничего не гарантирует…