Искрящийся и скоротечный симфоджаз
26 ноября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Александр Журбин приглашает поговорить о необыкновенном явлении, возникшем в 20-х годах на просторах упоенной джазом и свингом Америке, руку к которому самым непосредственным образом приложил уже знакомый нам Джордж Гершвин…
Однажды у Пола Уайтмена, американского «короля джаза» и законодателя мод, появилась идея «симфонизировать джаз». Своей задумкой он решил соблазнить Джорджа Гершвина, предложив ему написать симфоническое произведение в джазовом стиле. Гершвин на уговоры молчаливо улыбался, с сомнением качая головой, и после разговора с Уайтменом мгновенно забыл о «джазовой симфонии». Но каково же было потрясение композитора, когда через несколько дней он прочитал в газетах, что, оказывается, ровно через месяц состоится концерт оркестра Пола Уайтмена, для которого знаменитый Гершвин пишет новое крупное произведение, обещающее стать шедевром.
Композитор негодовал от возмущения, однако нужно было что-то делать, чтобы не ударить в грязь лицом. Так, менее чем за месяц родилась знаменитая «Rhapsody in Blue» — одно из самых лучших и изысканных сочинений в стиле симфоджаза.
Несмотря на головокружительную популярность, век симфоджаза был недолог: довольно скоро эта музыка «свернула на коммерческие рельсы», плотно укоренившись в русле «sweet music» богемных увеселений ресторанов и танцполов.
Однако в программе «Музыкальные перекрёстки» звучат только лучшие образцы симфоджаза, среди которых первая успешная попытка на этом поприще — малоизвестная опера Джорджа Гершвина «Blue Monday», «Джазовая симфония» Джорджа Антейла и незабвенная «Рапсодия в голубых тонах»…