Несбыточная мечта Джорджа Гершвина
19 ноября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В заключительной передаче о Джордже Гершвине звучит много музыки из его знаменитой оперы «Порги и Бесс», а её автор размышляет о том, почему, став одним из самых популярных музыкальных произведений ХХ века, эта опера практически никогда не ставилась в оригинальной версии композитора…
В основу либретто «Порги и Бесс», написанного старшим братом Гершвина Айрой в соавторстве с Дюбозом Хейвордом, лег довольно популярный в то время роман Дюбоза и Дороти Хейворд — «Порги». Авторы первоисточника ярко и правдиво изобразили жизнь бедных афроамериканцев, живущих в убогих лачугах Кэтфиш-Роу. Образ калеки Порги Хэйворд списал с нищего безногого афроамериканца, которого часто встречал по дороге на работу, когда тот разъезжал по улицам в тележке, запряженной козой. Жители Чарлстона знали несчастного под кличкой Козлиный Сэмми.
Премьера оперы Гершвина состоялась в Бостоне в сентябре 1935 года, когда композитор уже был на вершине славы как автор большого количества песен, мюзиклов, музыки для кинофильмов, а также концертных произведений для симфонического оркестра. Публика приняла новую оперу с еще большим энтузиазмом, чем прежние сочинения Гершвина. Четверть часа гремели аплодисменты, и не смолкали восторженные возгласы. Все без исключения бостонские критики восхищались драматическим и мелодическим даром композитора, а Элинор Хьюгес назвала «Порги и Бесс» народной оперой. «Вот, наконец, первая настоящая и вполне американская опера», — резюмировала критика.
Несмотря на свою популярность, «Порги и Бесс» не вписывается в традиционные каноны оперного жанра. Ее музыкальная фактура насыщена элементами афро-американского фольклора, блюзовыми интонациями, джазовым колоритом и острыми синкопами. Мелодии из «Порги и Бесс» получили самостоятельную жизнь, звуча в самых различных эстрадных, классических и джазовых вокально-инструментальных интерпретациях.
По мнению Александра Журбина, именно непревзойденная шлягерность «Порги и Бесс» не позволила Джорджу Гершвину в полной мере воплотить свою мечту о серьезной классической опере.
Александр Журбин: «Всю свою жизнь Гершвин хотел стать серьезным композитором, приблизиться к Бергу и Шенбергу, войти в когорту самых великих. Этим он немного напоминает Жака Оффенбаха и Иоганна Штрауса, которые также стремились стать серьезными композиторами и написать оперу. У Оффенбаха, как мы помним, это получилось, а у Штрауса — нет. У Гершвина это тоже, в общем-то, получилось, но весьма странным образом. Ведь оперу „Порги и Бесс“ крайне редко ставят так, как он ее написал. Практически никогда. Её всегда ставят в каких-то версиях. Талант автора таким образом начинает здесь работать против него. Просто номера „Порги и Бесс“ слишком уж шлягерные. В опере ХХ века такого быть не должно. Да, шлягеры могут быть в операх Верди, Пуччини или Чайковского, но уже ни Шостакович, ни Прокофьев не позволяли себе написать простую песенку. В этом смысле Гершвин оказался „белой вороной“. Его слишком яркие мелодии вызвали у знатоков насмешку. А музыковеды и постановщики не перестают спорить, что же такое „Порги и Бесс“ — опера или мюзикл».
В программе звучат номера «Порги и Бесс» — «Summertime», «I Got Plenty O`Nuttin`», «It Ain`t Necessarily So» в исполнении Рэя Чарльза и Клео Лейн, оригинальная версия дуэта «It Ain`t Necessarily So» в оперной записи Николауса Арнонкура и фрагмент из обожаемой Гершвиным «Лирической сюиты» Альбана Берга.