Кое-что о «Порги и Бесс»…
12 ноября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Александр Журбин открывает разговор о центральном произведении в творчестве Джорджа Гершвина — единственной опере композитора «Порги и Бесс»…
Переоценить значимость появления «Порги и Бесс» в творческой судьбе Джорджа Гершвина поистине невозможно. Благодаря этому произведению он — композитор, никогда не занимавшийся профессионально музыкой — снискал звание первого американского классика. А его единственная опера на одну из самых табуированных тем тогдашнего американского общества была признана первой национальной оперой США.
А ведь «Порги и Бесс» могло бы никогда и не быть. Страстно мечтавший об опере, Гершвин изначально планировал написать еврейскую оперу «Дибук» по мотивам иудейских фольклорных легенд. На одноименную пьесу С. Анского композитор обратил внимание за несколько лет до «Порги и Бесс». Это была наиболее известная пьеса на идише, впервые поставленная Виленской театральной труппой в 1920 году, а затем на иврите театром «Габима» в Москве (1922). Заслуженный успех «Дибука» сопровождал пьесу во многих городах Европы и Америки. Во время гастролей труппы «Габимы» в США в декабре 1925 года Гершвин увиднл ее в «Нейборхуд Плейхаус». Спустя некоторое время он написал своему другу Исааку Гольдбергу, что «дважды в течение своей карьеры очень близко подходил к написанию театральной пьесы о евреях». «Последнее время я много думаю о „Дибуке“. Я беседовал с Отто Канном относительно написания оперы. Думаю, что-то получится из этого», — размышлял Джордж Гершвин.
Он даже заключил контракт на постановку оперы с «Метрополитен-Опера». Однако этим планам так и не суждено было сбыться. Оказалось, что права на «Дибука» перекупил другой композитор. Ограничившись лишь несколькими набросками, Гершвину пришлось отказаться от своего замысла. Идея с оперой вновь повисла в воздухе — до тех пор, пока однажды на глаза композитора, мучимого бессонницей, не попал роман Дюбоза Хейуорда «Порги»…