Был ли Джордж Гершвин композитором?
5 ноября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Вопрос, поставленный автором, ошеломляет своей дерзостью. И впрямь — можно ли усомниться в профессиональном достоинстве человека, названного первым классиком американской музыки? Однако, традиционные представления о том, кто есть композитор, способны дискредитировать даже самого Джорджа Гершвина…
Впрочем, с подобного рода дискредитацией автору легендарной «Рапсодия в блюзовых тонах» и первой в истории США национальной оперы «Порги и Бесс» приходилось сталкиваться на протяжении всей жизни. Так и не получивший профессионального классического образования, блистательно игравший джаз и импровизировавший на рояле, Джордж Гершвин так не был принят ни сообществом академических музыкантов, ни уличными джазменами. Для первых он был слишком невежественен, для вторых — наоборот чересчур образован и утончен. Он практически не знал и не играл классическую музыку, не умел оркестровать, а все его знаменитые произведения всегда были оркестрованы кем-то другим. За всю свою жизнь он не написал ни одного сочинения классической формы. В музыкальном наследии Джорджа Гершвина нет ни одной симфонии, сонаты, квартета или оратории. Единственный его фортепианный концерт — и тот не слишком отвечает классическим канонам.
Американский композитор и дирижер Леонард Бернстайн писал о его «Рапсодии в блюзовых тонах»: «Её можно сокращать, переставлять эпизоды местами, делать всё, что угодно, и она останется всё той же „Рапсодией“, но, увы, того же нельзя сделать с симфониями Бетховена, Брамса или Чайковского».
Что ж, спорить со знаменитым маэстро довольно трудно…
Так был ли Джордж Гершвин композитором? На этот вопрос в программе отвечают Арнольд Шенберг, Леонард Бернстайн и Сергей Кусевицкий…