«Стравинский и его мир»
8 октября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Александр Журбин вновь возвращается к фигуре Игоря Федоровича Стравинского — в связи с летним музыкальным фестивалем в нью-йоркском Бард Колледже (Bard College), темой которого в 2013 году стал «Стравинский и его мир» (Stravinsky and his world)…
24-й фестивальный сезон в знаменитом гуманитарном колледже «свободных искусств и наук» Bard College был посвящен богатейшему музыкальному наследию выдающегося русского и американского композитора Игоря Стравинского. Программа представила широчайший диапазон творческих интересов автора — от культовых шедевров «Весна священная», «Жар-птица», «Петрушка» и «Свадебка» до менее известных и редко исполняемых сочинений композитора — таких как Пастораль для фортепиано 1907 года, «священной баллады» «Авраам и Исаак» (1963) и едва ли ни последнего опуса мастера — песни «The Owl and the Pussycat» (1966).
В вечере под названием «Русский концерт» наряду с ранними произведениями Стравинского, прозвучали сочинения Глинки, Глазунова, Скрябина, Рахманинова, Мусоргского, Чайковского и других русских авторов. Последующие концертные программы отразили весь «пестрый круг» творческого окружения композитора, охватившего жизнь длиною почти в целый век (1882 — 1971) и историко-географической протяженностью — от становления в предреволюционной России, через богемную жизнь в Европе и свободолюбивой Америке до последних гастролей в суровом Советском Союзе.
Не обошлось также без юбилейной премьеры новой инсценировки «Весны священной», приуроченной к столетию балетного шедевра, отмечавшемуся во всем мире. На сцене Центра исполнительских искусств имени Ричарда Фишера свою постановку представили танцевальные труппы Билла Джонса и Арни Зейна с SITI Company под руководством Энн Богарт.
В рамках фестивальных киновечеров были показаны уникальные документальные съемки Стравинского, а также фильмы русских эмигрантов немого кино и классические ленты, в которых ощутимо влияние композитора, включая «Орфея» Жана Кокто и «Безумного Пьеро» Жан-Люка Годара.
«Состоявшийся в Бард Колледже фестиваль стал глубоким и очень серьезным искусствоведческим исследованием, посвященным Игорю Фёдоровичу Страивнскому, — делится своими мыслями Александр Журбин. — Каждый концерт был составлен таким образом, что из него складывалась целая история, включавший зачастую сравнительный анализ и музыкальное исследование. Без сомнения, это был замечательный способ почтить память великого композитора. Очень жаль, что ничего подобного не происходит у нас в России».
О том, какие события произвели на автора передачи наибольшее впечатление, а также о необычном концертном исполнении оперы «Персефона» с театрализованными титрами и новом взгляде на «Царя Эдипа», он рассказывает в программе…