Из Нью-Йорка в Москву
1 октября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Александр Журбин продолжает рассказывать о своих музыкальных и художественных впечатлениях последнего времени. Не пропустите в нынешнем выпуске программы: невероятное концептуальное искусство в Нью-Йорке, Зал славы рок-н-ролла в Кливленде и новые мюзиклы на Бродвее, а также Владимир Юровский в Москве, «Князь Игорь» в Большом и премьеры театральной столицы…
Знаете ли вы, что в начале 50-х годов французский художник-концептцалист, один из адептов нового реализма в искусстве Ив Кляйн переплюнул самого Джона Кейджа и его знаменитую пьесу «4`33», представляющую собой четыре минуты тридцать три секунды абсолютной тишины, сочинив так называемую «Монотонную симфонию». Пьеса представляла собой двадцать минут звучания скрипки на одной ноте, за которыми следовали двадцать минут полного беззвучия. Это, с позволения, сказать сочинение никогда не исполнялось в концертном зале, зато эффектно сопровождало знаменитые перфомансы-антропометрии Кляйна, суть которых сводилась к созданию отпечатков женских тел на расстеленных полотнах.
«Надо ли это современной публике?», — задается вопросом Александр Журбин. И сам же отвечает: «Наверное, надо, но иногда». На подобные мысли композитора натолкнула одна из выставок Нью-йоркского музея современного искусства (MoMA) под названием «Soundings: A Contemporary Score» — «Звучание: современная партитура». Экспозиция представляла различные работы на тему звукового искусства — от пространственных композиций, созданных из различных музыкальных инструментов, до аудио-инсталляций и экспериментов в области графического изображения музыки.
«Честно говоря, меня всё это ужасно раздражало, — с досадой признается Александр Журбин. — Может быть, в силу возраста, но в последнее время я становлюсь ярым противником концептуального искусства. Это меня все меньше и меньше интересует. От искусства всё-таки надо получать некий эмоциональный отклик, а если этого отклика нет, то зачем нужно такое искусство?..», — заключает композитор.
О том, почему кливлендский музей рок-н-ролла оказался интереснее бродвейских мюзиклов, и чем удивила Москва — узнаете в нынешнем обзоре…