В оперу — с широко закрытыми глазами
24 сентября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Очередной сезон в программе «Музыкальные перекрёстки» по традиции открывается off-топиком. Александр Журбин делится свежими музыкальными впечатлениями из летней поездки в Нью-Йорк. В нынешнем выпуске программы вас ждут: опера без музыки и опера без голоса, музыкальный театр без границ и здоровая порция симфонической музыки…
Летом оперный сезон в главном театре Нью-Йорка «Метрополитен-опера» закрыт, зато почти ежедневно здесь можно увидеть балетные спектакли. В свою очередь оперный недостаток в театрах почти полностью восполняют музыкальные фестивали, которых летом в Нью-Йорке насчитывается великое множество. Среди них фестивали Линкольн-центра — Lincoln Center Festival и Mostly Mozart Festival. В этом году Александру Журбину довелось увидеть изысканный спектакль под названием «Опасные связи» в постановке выдающегося артиста современности Джона Малковича, зрелищную постановку из Китая — «Monkey: Journey to the West» и побывать на юбилейном концерте эксцентричного американского композитора-авангардиста Джона Зорна.
Одним из центральных оперных событий Lincoln Center Festival стал показ оперы Леры Ауэрбах «Слепые» по одноименной пьесе крупнейшего бельгийского писателя и драматурга Мориса Метерлника. Хотя показом назвать это было сложно: в роли слепых на этот раз оказались сами зрители, которым на время представления предлагалось завязать глаза черными непроницаемыми повязками. Еще до этого специфического нововведения опера «Слепые» снискала репутацию нестандартного произведения, поскольку была задумана и написана композитором в формате а-капелла, то есть без какого бы то ни было инструментального сопровождения. На фестивале в Нью-Йорке публику лишили не только музыки, но и зрелища…
Еще более экстравагантный эксперимент предложил своим гостям фестиваль Mostly Mozart: здесь состоялась нью-йоркская премьера камерной оперы американского композитора постминималиста и концептуалиста — лауреата премии «Грэмми» и Пулитцеровской премии Дэвида Лэнга (David Lang). Экстремальное pianissimo на грани голоса и его отсутствия продемонстрировало новейшее сочинение композитора — «The Whisper Opera» (от англ. whisper — шепот) для сопрано и четырех музыкантов. «Опера шепота» стала испытанием не только для исполнителей, но и зрителей, вовлеченных в атмосферу принудительной тишины. «There is no late seating», — гласила программка: опоздавашие к началу спектакля в зал не допускались.
«После всего этого хотелось как следует „прочистить“ уши», — иронично замечает Александр Журбин. Поэтому классический вечер музыки Брамса в традиционном концертном зале стал настоящим отдохновением для слуха, души и даже тела…