Стравинский и классическая музыка
23 июля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Александр Журбин размышляет о взаимоотношениях композитора Игоря Стравинского с классической музыкой и о том, как она привела его в неоклассику…
Считается, что написанный в 1923 году Октет для духовых положил начало так называемого «неоклассицистского» периода в творчестве Стравинского. Под неоклассицизмом понимается направление в музыке ХХ века, для которого характерно обращение к принципам эстетики XVII–XVIII веков и стремление адаптировать формы европейского искусства прошлого к социально-психологической атмосфере современной жизни. Неоклассицизм возник в качестве «отрезвляющей» (термин Ферруччо Бузони, итальянского пианиста, композитора, дирижера, музыковеда и музыкального критика, педагога) реакции на такие течения искусства XIX — начала ХХ века, как романтизм, символизм, импрессионизм и экспрессионизм.
Александр Журбин: «Что можно сказать о неоклассике Стравинского?.. Эта музыка настраивает на высокий лад: она всегда мастерски сконструирована, в ней каждая нота строго рассчитана, здесь нет места случайностям, как и вообще у Стравинского. Надо сказать, что в работе он был довольно методичным человеком, но при этом он не был холодным, как многие считают. Просто отчасти он был снобом и ненавидел вульгарные с его точки зрения проявления чувств. Именно поэтому ему претила музыка романтиков, импрессионистов и сентименталиста Чайковского. Сентиментальность он категорически не переносил…»
К «неоклассическому» периоду творчества Стравинского относятся такие произведения, как балет с пением «Пульчинелла», опера «Царь Эдип», балет «Аполлон Мусагет», концерт для камерного оркестра ми-бемоль мажор «Дамбартон-Окс», «Симфония псалмов» и др.
О том, чем отличалась музыка этих сочинений, за что Стравинского прозвали «некрофилом», и как он обратился в религию, узнаете из очередного рассказа Александра Журбина…