Стравинский и фольклор

16 июля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Продолжая размышлять о музыке Игоря Стравинского, Александр Журбин приглашает рассмотреть «фольклорно ориентированные» сочинения композитора, перечень которых в его творчестве весьма обширен…
В первой трети ХХ века в музыкальной среде распространилось такое явление, как неофольклоризм, в котором фольклор цитировался и развивался с помощью технико-стилевых приёмов современной музыки. Неофольклоризм развивался параллельно с неоклассицизмом и был противоположностью так называемому ортодоксальному фольклоризму, заложенному членами «Могучей кучки». Среди первых и одним из наиболее ярких представителей неофольклоризма в России был Игорь Федорович Стравинский.
Как правило, в связи с фольклорными истоками обычно принято говорить о раннем периоде творчества Стравинского — его балетах «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная». Например, в последней музыковеды-фольклористы отмечают, в частности, цитирование песен «Под вечер, осенью ненастной», «Чудный месяц», «Вдоль по Питерской» и «Не лед трещит, не комар пищит».
В работе Стравинского с фольклорным материалом наблюдается две тенденции: с одной стороны, это обращение к народнопесенным текстам и сочинение авторской музыки на их основе, с другой стороны — использование народных мелодий или наигрышей. Среди сочинений композитора на русские народные тексты особенно известны «Три истории для детей» для голоса и фортепиано; Три песенки (из воспоминаний юношеских годов) для меццо-сопрано и фортепиано; «Прибаутки», шуточные песни для голоса и инструментального ансамбля; «Кошачьи колыбельные песни», вокальная сюита для контральто и трех кларнетов; «Подблюдные», четыре русские крестьянские песни для женского вокального ансамбля без сопровождения; Четыре русские песни для голоса и фортепиано.
Особняком стоит авторская обработка Стравинского бурлацкой русской народной песни «Эй, ухнем», которая многим известна по аудиозаписи московских концертов композитора, осуществленной во время его пребывания в России в 1962 году.
Из более поздних сочинений Стравинского, в которых обращение к русской теме не менее значимо, можно выделить «Историю солдата», «сказку о беглом солдате и черте», читаемую, играемую и танцуемую; бесспорный шедевр композитора — «Свадебку», русские хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты; и «Скерцо, а la russe» для симфо-джазового оркестра.
Размышляя об этом богатом, многоплановом и зачастую замаскированном фольклорном наследии, Александр Журбин отмечает: «Мне бы хотелось понять, насколько Игорь Федорович был связан с фольклором, и насколько он зависел от него. Был ли фольклор для композитора источником вдохновения — толчком для сочинения, или все-таки прежде была некая идея — структура, при разработке которой уже вставлялись необходимые фольклорные фрагменты?».
В программе звучат музыкальные отрывки сочинений: Четыре русские песни, обработка русской народной песни «Эй, ухнем», «Прибаутки» (шуточные песни на русские народные тексты), «Байка про лису, петуха, кота да барана» (балет-пантомима с пением по мотивам русских народных сказок в одном акте), «Мавра» (опера-буфф), «Три стихотворения из японской лирики» (для голоса и камерного ансамбля на русский текст А. Брандта).

Последние выпуски программы

Новинки и хиты «Метрополитен-опера»: «Русалка», «Любовный напиток», «Князь Игорь»

Александр Журбин продолжает делиться тем, что он увидел на сцене «Метрополитен-опера». В передаче вас ждут: «Русалка» с бесподобной Рене Флеминг, «Любовный напиток» со звездной Анной Нетребко и главная премьера сезона — «Князь Игорь» Дмитрия Чернякова…

Новинки и хиты «Метрополитен-опера»: «Вертер», «Летучая мышь»

Александр Журбин посвящает передачу своим свежим музыкальным впечатлениям, которые на этот раз всецело связаны с оперой и знаменитым театром Metropolitan Opera в Нью-Йорке…

Музыкальный театр Филипа Гласса

Александр Журбин приглашает радиослушателей в мир опер и «не совсем опер» Филипа Гласса, где можно встретить лучших представителей человечества от Эйнштейна до Льва Толстого, но это вам ничего не гарантирует…