Взрывные смеси Игоря Федоровича: Стравинский и джаз
9 июля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Вы удивитесь, но выдающийся новатор ХХ века, открывший двери в модернизм и неоклассику, Игорь Стравинский тоже писал «спонтанную и бесполезную музыку». По крайней мере, именно так сам композитор отзывался о джазе. Так и не став серьезным поклонником регтаймов и бибопа, Стравинский, тем не менее, оказал значительное влияние на последующие развитие джазовой музыки…
Великий джазовый саксофонист Чарли Паркер дал наивысшую оценку «Соловью» Стравинского в старейшем и уважаемом издании о джазе «Downbeat magazine». А известная писательница и сценарист Хелен МакИннес в своем романе «Rest and Be Thankful» сравнила Стравинского с «библией бибопов». По признанию современников, творчество Стравинского было богатым источником для развития бибоп движения.
Считается, что свою первую джазовую композицию Стравинский написал в 1945 году. Речь идет о знаменитом «Эбеновом концерте». Однако интерес джазом и эксперименты в этой области можно проследить в творчестве композитора гораздо раньше. Внимательно изучив принципы джазовой музыки, Стравинский остался неудовлетворенным и занялся поисками собственной формулы. Так появилась «История солдата», сочинение 1918 года, в котором удивительным образом соединились аутентичный джаз и русский фольклор.
В своих воспоминаниях Стравинский писал:
«Джаз — в широком понимании — после 1918 года время от времени воздействовал на мою музыку, и следы блюза и буги-вуги можно обнаружить даже в моих самых „серьезных“ вещах, например в Бранле Пуату и Простом бранле „Агона“. В 1918 году, вернувшись из гастрольного турне по Америке, Эрнест Ансерме привез мне связку нот регтаймов в виде фортепианных аранжировок и инструментальных партий, которые я свел в партитуру. С этими пьесами перед глазами я сочинил регтайм для „Истории солдата“ и, по его окончании — „Регтайм“ для одиннадцати инструментов…»
О том, как создавался знаменитый «Регтайм» — узнаете в очередном рассказе Александра Журбина из цикла «Музыкальные перекрестки»…