Эволюция Стравинского: «Петрушка»

25 июня 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Петрушку» Стравинский писал, будучи уже знаменитым композитором, окрыленный успехом и славой «Жар-птицы», получивший признание в высших кругах французского общества. Вместе с тем крепчала его творческая свобода, смелость и уверенность в собственных художественных идеях. О том, как развивался стиль композитора, рассказывает Александр Журбин…
В своей автобиографии «Хроника моей жизни» в главе, посвященной балету «Петрушка» Стравинский пишет:
»…Прежде чем приступить к «Весне священной», над которой предстояло долго и много трудиться, мне захотелось развлечься сочинением оркестровой вещи, где рояль играл бы преобладающую роль… Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжною жалобой изнемогающего от усталости плясуна.
Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял… стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно, и образ моего персонажа.
И вот однажды я вдруг подскочил от радости. «Петрушка»! Вечный и несчастный герой всех ярмарок, всех стран! Это было именно то, что нужно, — я нашел ему имя, нашел название!
Вскоре после этого Дягилев приехал повидаться со мной в Кларан, где я тогда жил. Он был крайне удивлен, когда вместо ожидаемых эскизов к «Весне» я сыграл ему отрывок, ставший в дальнейшем 2-й картиной балета «Петрушка». Вещь эта ему так понравилась, что он не хотел больше с ней расставаться и принялся убеждать меня развить тему страданий Петрушки и создать из этого целый хореографический спектакль. Мы взяли с ним за основу мою первоначальную мысль и во время его пребывания в Швейцарии набросали в общих чертах сюжет и интригу пьесы. Мы условились относительно места действия — ярмарка с ее толпой, ее балаганами и традиционным театриком; персонажей — фокусник, развлекающий эту толпу, ярмарочные куклы, которые оживают: Петрушка, его соперник и балерина; и сюжет — любовная драма, которая кончается смертью Петрушки. Условились, что Дягилев поручит А. Н. Бенуа все сценическое оформление балета, включая декорации и костюмы… По приезде в Петербург я сыграл моим друзьям все, что уже было написано для «Петрушки»: две первые картины и начало третьей. <…>
Как только мы приехали в Париж, начались репетиции под управлением Монтё, ставшего на несколько лет дирижером «Русских балетов». <…>
Помню, что на генеральной репе­тиции в Шатле, на которую были приглашены цвет артистического мира и вся пресса, «Петрушка» сразу же понравился публике, за исключением разве только нескольких аристархов, один из которых — правда, это был литературный критик — имел дерзость подойти к Дягилеву и спросить его: «И вы нас пригласили, что­бы все это слушать?» — «Вот именно», — ответил Дягилев. Должен добавить, что впоследствии, если судить по его похвалам, знаменитый критик, вероятно, совершенно забыл о своей выходке».
В фокусе программы — музыкальное новаторство и философский пафос балета «Петрушка»…

Последние выпуски программы

Новинки и хиты «Метрополитен-опера»: «Русалка», «Любовный напиток», «Князь Игорь»

Александр Журбин продолжает делиться тем, что он увидел на сцене «Метрополитен-опера». В передаче вас ждут: «Русалка» с бесподобной Рене Флеминг, «Любовный напиток» со звездной Анной Нетребко и главная премьера сезона — «Князь Игорь» Дмитрия Чернякова…

Новинки и хиты «Метрополитен-опера»: «Вертер», «Летучая мышь»

Александр Журбин посвящает передачу своим свежим музыкальным впечатлениям, которые на этот раз всецело связаны с оперой и знаменитым театром Metropolitan Opera в Нью-Йорке…

Музыкальный театр Филипа Гласса

Александр Журбин приглашает радиослушателей в мир опер и «не совсем опер» Филипа Гласса, где можно встретить лучших представителей человечества от Эйнштейна до Льва Толстого, но это вам ничего не гарантирует…