Нью-Йорк vs Москва

14 мая 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Очередной сезонный off topic Александра Журбина посвящен новейшим впечатлениям из Нью-Йорка, в котором автор сравнивает музыкальную жизнь Нью-Йорка и Москвы, а также рассказывает о текущих спектаклях «Метрополитен-Опера» — «Травиате» Джузеппе Верди и «Фаусте» Шарля Гуно…
Александр Журбин: «Думаю, что Москва и Нью-Йорк — города примерно одного класса, причем не только по масштабам, но и по энергетике. На мой взгляд, существует только два города во всем мире — а именно Нью-Йорк и Москва — которые обладали бы столь колоссальной энергией…»
А что же происходит в культурной жизни двух мегаполисов? С одной стороны, казалось бы, в Москве гораздо больше культурных институций. Посудите сами — шесть крупных оперных театров против исключительной Metropolitan Opera и существующей, сегодня уже только номинально, оперной компании New York City Opera; три основных концертных зала (Большой зал Московской консерватории, Концертный зал им. Чайковского, Светлановский зал Дома музыки) против двух единственных — Carnegie Hall и Avery Fisher Hall; наконец, почти десяток симфонических оркестров против одного Нью-Йоркского филармонического (New York Philharmonic). С другой стороны, за два месяца в нью-йоркском Carnegie Hall можно услышать таких мастодонтов современности, как Бостонский, Кливлендский и Филадельфийский симфонические оркестры, оркестры Нью-Йоркской филармонии и театра Metropolitan Opera, пианистов Евгения Кисина и Маурицио Поллини, а также звезд мировой оперы Элину Гаранча, Дмитрия Хворостовского и Рене Флеминг…
А что же у нас? Даже если взять легендарный Большой зал Консерватории, то все выглядит гораздо скромнее…
Александр Журбин: «Данное положение дел связано, прежде всего, с бюджетами. Да-да, именно деньги в конечном итоге решают всё. Вы представляете, сколько стоит пригласить оркестр? А четыре-пять оркестров в месяц? А вдобавок еще и звездного дирижера? Это же все стоит огромных денег!
Откуда же берутся деньги? Вы думаете от государства? Ничего подобного — государство в Америке практически не поддерживает свои культурные организации. Все деньги исходят от частных спонсоров и крупных компаний, которые считают своим долгом поддержать культуру страны? Почему же их нет в России? Потому что в России до сих пор нет Закона «О меценатстве», который позволил бы богатым людям выделять из собственного бюджета деньги на искусство, и при этом освобождаться от выплаты налогов. В то время пока в России только говорят о необходимости подобного закона, Carnegie Hall процветает.
Есть еще одна важная деталь — в каждой программке Carnegie Hall (как и любой другой культурной организации в Америке) обязательно значатся имена спонсоров, для которых крайне важно прийти на концерт, привести друзей и показать им в буклете свое имя. Они этим гордятся! Вы видели когда-нибудь такие имена в программках московских концертных залов? Увы, такие программки у нас пока не делают…»

Последние выпуски программы

Новинки и хиты «Метрополитен-опера»: «Русалка», «Любовный напиток», «Князь Игорь»

Александр Журбин продолжает делиться тем, что он увидел на сцене «Метрополитен-опера». В передаче вас ждут: «Русалка» с бесподобной Рене Флеминг, «Любовный напиток» со звездной Анной Нетребко и главная премьера сезона — «Князь Игорь» Дмитрия Чернякова…

Новинки и хиты «Метрополитен-опера»: «Вертер», «Летучая мышь»

Александр Журбин посвящает передачу своим свежим музыкальным впечатлениям, которые на этот раз всецело связаны с оперой и знаменитым театром Metropolitan Opera в Нью-Йорке…

Музыкальный театр Филипа Гласса

Александр Журбин приглашает радиослушателей в мир опер и «не совсем опер» Филипа Гласса, где можно встретить лучших представителей человечества от Эйнштейна до Льва Толстого, но это вам ничего не гарантирует…