Курт Вайль. Жизнь в Америке
9 апреля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Александр Журбин продолжает свое повествование о выдающемся немецком композиторе ХХ столетия Курте Вайле. Очередная программа рассказывает о том, как сложилась творческая судьба автора знаменитой «Трёхгрошовой оперы» после эмиграции в Соединенные Штаты Америки…
В 1933 году с приходом к власти нацистов Курт Вайль, как и многие другие, вынужден был покинуть Германию. Его путь сначала лежал в Париж, затем в Англию, а в 1935 году композитор принял окончательное решение эмигрировать в США.
Александр Журбин: «Приехав в Америку, Вайль поселился в Нью-Йорке. Он еще не понимал, что, как и всякий эмигрант, он здесь никто: это Америка — здесь иностранцев терпят, но не любят, когда они слишком быстро выдвигаются вперед. Кончено, какой-то узкий круг меломанов знал имя Курта Вайля, но этого было ничтожно мало. Друзья композитора, пытаясь помочь ему обосноваться в Америке, устроили для него творческий вечер в писательской гильдии. Пришли всякие важные люди: продюсеры, агенты, хозяева театров, однако никому из них ничего из услышанного не понравилось. „Это слишком по-европейски“, — говорили они. — „Американцы вас не поймут“. Времена были трудные, еще продолжалась Великая депрессия, и Вайль понял, что почивать на прежних лаврах ему не удастся — необходимо было придумывать что-то новое. И, надо отдать должное композитору, он с неуемной энергией начинает вгрызаться — входить в жизнь этой страны, что довольно скоро ему удается. Уже на следующий год в Театре на 44-й улице ставится его спектакль „Джонни Джонсон“ — абсолютно американское произведение о войне на английском языке. Несмотря на довольно слабое либретто, спектакль поставил Ли Страсберг — известный в Америке театральный режиссер, ученик Станиславского и основатель Актерской студии его имени. Вайля, наконец, замечают. После этого успеха он проявляет необыкновенную творческую активность: пишет музыку для кино, театра и радиоспектаклей, но все-таки его главной мечтой остается музыкальный театр. На этом поприще ему вновь необычайно везет: с ним изъявляют желание работать такие корифеи американской драматургии, как Максвелл Андерсон, Мосс Харт, Айра Гершвин (драматург, брат Джорджа Гершвина, прим. ред.), Ленгстон Хьюз, Элмер Райс, наконец, Ричард Нэш — автор знаменитой пьесы „Продавец дождя“ и даже Алан Джей Лернер — автор либретто легендарного мюзикла „Моя прекрасная леди“. Все они поверили в талант Курта Вайля и не ошиблись. За пятнадцать лет пребывания в Америке Вайль, хоть и непосильным трудом, но все же завоевал себе достойное место в бродвейском театре. Его мюзиклы — такие как „Праздник голландских поселенцев“, „Леди в темноте“, „Уличные сцены“ и „Затерянный в звездах“ — сегодня заслуженно принадлежат к классике американского музыкального театра».