Великий Рихард Штраус. Оперы
26 марта 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Продолжительный цикл о творчестве крупнейшего композитора ХХ столетия Рихарда Штрауса в программе «Музыкальные перекрёстки» завершает обзор и стилистический анализ избранных опер композитора…
Творческое наследие Рихарда Штрауса насчитывает порядка пятнадцати опер. Наиболее известные из них ознаменовались длительным и плодотворным сотрудничеством с крупнейшим драматургом австрийского и европейского символизма Гуго фон Гофмансталем: «Электра» (1909), «Кавалер розы» (1910), «Ариадна на Наксосе» (1912), «Женщина без тени» (1918), «Интермеццо» (1923), «Елена Египетская» (1927), «Арабелла» (1932). Однако начало всему этому положила опера «Саломея» (1905) по одноименной пьесе Оскара Уайльда, которая стала первым значительным успехом композитора в жанре и до сих пор считается одним из его главных оперных шедевров.
Вплоть до 1940 года Штраус продолжал сочинять оперы с завидной регулярностью, почти ежегодно. Некоторые из них сопровождались оглушительным успехом у публики, другие — скандалами, третьи оставались почти незамеченными.
Опираясь на личные предпочтения, Александр Журбин представляет краткий обзор избранных оперных сочинений композитора. Здесь вам и наивное подражание Вагнеру в «Гунтраме», и диссонансный эпатаж «Саломеи» и «Электры», курс на Моцарта в «Кавалере роз», постмодернистские мотивы «Ариадны» и сюжетная невнятность «Женщины без тени». А также «скучные» «Интермеццо» и «Елена Египетская», «безликая» «Арабелла», водевильная «Молчаливая женщина», не впечатляющая «Дафна», и философское «Каприччио»…