Великий Рихард Штраус. Симфонические поэмы
19 марта 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Стилистический анализ творчества Рихарда Штрауса в программе «Музыкальные перекрестки» открывают симфонические поэмы и программные симфонии композитора…
Творческое наследие Штрауса поразительно по объему и разнообразию. За три четверти века он отдал дань всем существующим музыкальным жанрам — опере и балету, симфонии и симфонической поэме, концертам и сонатам для различных инструментов, оркестровой сюите и квартету, кантате и хорам, песням и фортепианным пьесам. Однако особая любовь композитора была отдана симфонической поэме и опере, которые принесли ему славу одного из крупнейших мастеров XX века.
Большая и самая известная часть его симфонического наследия имеет программный характер. Штраус продолжает традиции Листа, создателя симфонической поэмы, и Берлиоза, первым воплотившего романтическую программу в жанре симфонии. Сюжеты Штрауса всегда увлекательны, а оркестровое воплощение отличается красочностью и пышностью.
Как только творческая индивидуальность Рихарда Штрауса сформировалась, тут же определилось и его тяготение к программным симфоническим жанрам. Их список открывает симфоническая фантазия «Из Италии», за которой на протяжении десятилетия 1888–1898 годов последовали семь симфонических поэм. Их сюжеты свидетельствуют о широте интересов композитора: Шекспир и Ленау, Ницше и Сервантес, немецкая народная книга и картины собственной жизни…
В программе звучат музыкальные фрагменты симфонических поэм «Дон Жуан», «Весёлые проделки Тиля Уленшпигеля», «Смерть и просветление», «Дон Кихот» и «Метаморфозы».