Великий Рихард Штраус. Эпизоды
12 марта 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Вторая передача о Рихарде Штраусе из цикла «Музыкальные перекрёстки» фокусируется на некоторых эпизодах жизни композитора. В частности, Александр Журбин рассказывает о триумфальной премьере оперы «Саломея», содружестве с Густавом Малером, творчестве Штрауса при фашистском режиме и взаимоотношениях с Адольфом Гитлером…
Александр Журбин: «...Как человеку Рихарду Штраусу пришлось пережить немало испытаний. В конце жизни, когда ему было уже под семьдесят, к власти пришел Адольф Гитлер. Фюрер, к слову сказать, был большим поклонником композитора. Штраусу, тем не менее, пришлось встать перед неразрешимой дилеммой — чью сторону занять? Изуверская власть нацистов была нацелена на истребление инородцев, прежде всего евреев и коммунистов. К Рихарду Вагнеру, правда, ни то, ни другое не имело никакого отношения — он был чистокровным арийцем и абсолютно аполитичным человеком. Однако…»
Из публикации Кирилла Веселаго к первой постановке оперы Рихарда Штрауса «Кавалер Розы» в Израиле (2006): Рихард Штраус приветствовал приход Гитлера к власти, возлагал на него большие надежды и поддерживал гитлеровский тезис о том, что новый режим «возвеличит немецкое искусство». Штраус не однажды встречался с Гитлером, Геббельсом и Гиммлером.
Тринадцатого февраля 1934 года Рихард Штраус, в своей речи на первом собрании Имперской музыкальной палаты, поблагодарив Гитлера и Геббельса, сказал: «После прихода к власти Адольфа Гитлера в Германии многое изменилось в области культуры… Это доказывает, что новая Германия не собирается пренебрегать художественной стороной жизни общества…»
»…Благодаря Риттеру (речь идет об Александре Риттере, известном композиторе и скрипаче, муже одной из племянниц Рихарда Вагнера, с которым Штраус сотрудничал в ранние годы творчества, прим. ред.), я приобрёл более твёрдые взгляды на искусство и жизнь. После долгих блужданий ощупью я сейчас почувствовал под ногами твёрдую почву. Сейчас я могу решиться начать борьбу против евреев и обывателей, подумай только! Я примкнул к рядам приверженцев Листа. Одним словом, трудно представить себе более прогрессивные взгляды, чем те, которых я сейчас придерживаюсь»…
(Из письма Р. Штрауса Д. Вихан — Мюнхен, 4 сентября 1889 года).
После разгрома Германии во время Второй мировой войны Штраус уехал в Швейцарию лечиться: театры Дрездена, Берлина, Мюнхена были в руинах, и делать ему там было решительно нечего. Вскоре он громко заявил в ресторане: «Конечно, нацисты были преступниками — я это всегда знал. Представьте себе — они закрыли театры и сделали невозможной постановку моих опер»…»