Камерная, вокальная и оперная музыка Эрнста Кшенека
19 февраля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Разговор о творчестве австро-американского композитора Эрнста Кшенека в программе «Музыкальные перекрёстки» завершает фрагментарный обзор его камерной, вокальной и оперной музыки…
Кшенек в шутку любил про себя говорить, что он — последний перед «другими современными композиторами», и действительно, музыковеды так и писали — «Стравинский, Шенберг, Хиндемит, Барток, ещё кто-то, Кшенек и другие». Сочинения 20-х годов сделали композитора ведущей фигурой в молодом поколении немецких музыкантов, произведения последующих десятилетий, увы, не имели такого же резонансного успеха.
На протяжении своей творческой биографии Кшенек заметно эволюционировал стилистически, оставаясь при этом в русле австронемецкой позднеромантической традиции. От опытов со стилистикой джаза и массовой музыки начала 1920-х годов Кшенек приходит к додекафонии. 1960-е годы в творчестве композитора ознаменовались интересом и экспериментированием в области электронной музыки. Сегодня уже немногие помнят о том, что именно Эрнст Кшенек был автором первой джазовой оперы («Джонни наигрывает») не только в Европе, но и вообще (знаменитые «Порги и Бесс» Гершвина были написаны спустя семь лет после европейского опыта Кшенека). То же самое и с додекафонией, традиционно приписываемой нововенцам Шенбергу-Бергу-Веберну. Кшенека во многом знают лишь как соавтора Шенберга по учебнику, но не как композитора-практика, убедительно адаптировавшего эту систему в собственной музыке.
В заключительной программе, посвященной творчеству Эрнста Кшенека, Александр Журбин обращается к камерной, вокальной и оперной музыке композитора разных лет.
В фокусе программы: Струнные квартеты № 3 (1923) и № 5 (1930), избранные вокальные сочинения (Песня «Монолог Стеллы» (1928), романсы «Two Silent Watchers» (1975) и «O Lacrimosa» (1926)), оперы «Джонни наигрывает» (Jonny spielt auf, 1925) и «Карл V» (Karl V, 1931-1933).