Симфонии Эрнста Кшенека

12 февраля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Александр Журбин продолжает размышлять о творчестве самобытного, яркого и неутомимого экспериментатора Эрнста Кшенека и предлагает к детальному прослушиванию симфонии композитора…
Александр Журбин: «...Об Эрнсте Кшенеке мне бы хотелось поговорить побольше. Поскольку для нашей передачи этот композитор настоящий клад — само воплощение музыкальной полистилистики как по горизонтали, так и по вертикали. Несмотря на то, что Кшенек так и не стал звездой среди композиторов, и даже не приблизился к уровню своих современников — Стравинского, Шенберга, Бартока, Хиндемита, тем не менее, его место в ряду классиков ХХ века заметно и стабильно. Оно завоевано нечеловеческим трудом и огромным напряжением. Сегодня у Кшенека много поклонников среди слушателей и последователей среди музыкантов. Его творчество внимательно изучается, существуют даже специализированные центры, занимающиеся исследованием и собиранием творческого и документального материала об Эрнсте Кшенеке. Его музыка часто звучит в разных концертных залах по всему миру и записывается выдающимися исполнителями…»
Эрнсту Кшенеку посвящено немало размышлений музыковедов и соратников композитора по творчеству. В частности, его высоко ценил русский композитор Андрей Волконский, и даже усматривал взаимное творческое влияние Кшенека и Шостаковича.
Друг композитора и крупный немецкий философ, социолог и теоретик музыки Теодор Адорно говорил о том, что музыка Кшенека «неуловима, индифферентна к звучанию», в ней есть «нечто беспокойное, шокирующее и препятствующее пониманию», «она будто бы не хочет, чтоб ее слушали», и это при том, что отдельные моменты просто невероятно красивы.
А выдающийся немецкий писатель о музыке Пауль Беккер в своем разборе Второй симфонии композитора говорил о «таинственном, страшном и властном начале», господствующем в его музыке: о взоре Медузы.
Характерной чертой композиторского стиля Эрнста Кшенека всегда были насыщенный экспрессией и диссонансами контрапункт, а также сверхсвободное от типичных для нововенцев стилевых установок письмо (не зря его также многие называли «композитором-хамелеоном»).
О том, как эти стилевые особенности проявились в симфоническом творчестве Кшенека, Александр Журбин предлагает рассмотреть в рамках нынешней программы на примере симфоний № 3, 4 и 5 композитора.

Последние выпуски программы

Новинки и хиты «Метрополитен-опера»: «Русалка», «Любовный напиток», «Князь Игорь»

Александр Журбин продолжает делиться тем, что он увидел на сцене «Метрополитен-опера». В передаче вас ждут: «Русалка» с бесподобной Рене Флеминг, «Любовный напиток» со звездной Анной Нетребко и главная премьера сезона — «Князь Игорь» Дмитрия Чернякова…

Новинки и хиты «Метрополитен-опера»: «Вертер», «Летучая мышь»

Александр Журбин посвящает передачу своим свежим музыкальным впечатлениям, которые на этот раз всецело связаны с оперой и знаменитым театром Metropolitan Opera в Нью-Йорке…

Музыкальный театр Филипа Гласса

Александр Журбин приглашает радиослушателей в мир опер и «не совсем опер» Филипа Гласса, где можно встретить лучших представителей человечества от Эйнштейна до Льва Толстого, но это вам ничего не гарантирует…