Неистовый эклектик и индивидуалист — Эрнст Кшенек

5 февраля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Австро-американский композитор Эрнст Кшенек считается одним из самых оригинальных сочинителей музыки ХХ века, чье творчество и по сей день неоднозначно оценивается критиками и слушателями. В том, почему это так, разбирается Александр Журбин…
Эрнст Кшенек родился 23 августа 1900 в Вене. В 1916 году он стал учеником Франца Шрекера, композитора, чьи произведения имели откровенно эротический подтекст и славились новыми (в музыкальном плане) элементами. В то время Шрекер преподавал композицию в Венской Академии Музыки. Раннее творчество Кшенека (период с 1916 по 1920) характеризует его как композитора, находящегося в поиске своего неповторимого стиля. Большое внимание он уделяет контрапункту.
В 1920 году Шрекер становится директором Академии Музыки в Берлине, здесь же продолжает обучение юный Кшенек. Композитор обзаводится друзьями, среди которых такие прославленные имена как Ферруччо Бузони, Эдуард Эрдман, Артур Шнабель. Это дает возможность Кшенеку получить определенную подпитку к уже имеющимся, благодаря Шрекеру, музыкальным идеям. В 1923 году Кшенек прекращает сотрудничество с Шрекером.
Ранний берлинский период творчества композитора получил название «атональный», он ознаменовался яркими работами, в числе которых три экспрессивных по содержанию симфонии (ор. 7, 12, 16), а также его первая опера, написанная в жанре комической оперы «Прыжок через тень». Это произведение создано в 1923 году и объединяет в себе элементы современного джаза и атональную музыку. Пожалуй, этот период можно назвать отправной точкой деятельности Кшенека.
В том же 1923 году Кшенек женится на дочери Густава Малера Анне. Его чувственные горизонты расширяются, однако в музыке он идет по пути абстрактных, бескомпромиссных, новых идей. Композитор увлекается музыкой Бартока и Хиндемита, совершенствует собственную технику. Музыка маэстро буквально пропитана современными мотивами, и, в первую очередь, это касается оперы. Экспериментируя с оперным жанром, Кшенек насыщает его элементами, не свойственными классическим образцам.
Период с 1925 по 1927 годы ознаменован переездом Кшенека в Кассель, а затем в Вейсбаден, где он постигает основы музыкальной драматургии. Вскоре композитор знакомится с Полем Беккером — дирижером, выступающим в ведущих оперных театрах. Беккер проявляет интерес к творчеству Кшенека и вдохновляет его на написание очередной оперы. Так появляется «Орфей и Эвридика». Автор либретто — Оскар Кокошка — выдающийся художник и поэт, написавший весьма экспрессионистский текст.
Во время проживания в Вейсбадене Кшенек сочиняет одну из своих самых ярких, и в то же время противоречивых опер «Джонни наигрывает». Либретто также написано композитором. В постановке Кшенек использует самые невероятные технические достижения (беспроволочный телефон и настоящий локомотив). Главный персонаж оперы — негритянский джазовый музыкант. Опера была поставлена в Лейпциге 11 февраля 1927 года и восторженно встречена публикой, такая же реакция ожидала оперу и в других оперных театрах, где она шла впоследствии. Произведение было переведено на восемнадцать языков. Успех оперы в корне изменил жизнь маэстро. Кшенек оставляет Вейсбаден, расторгает брак с Анной Малер и женится на актрисе Берте Херман. Начиная с 1928 года, композитор проживает в Вене, попутно гастролируя по Европе как аккомпаниатор собственных произведений.
Неоромантические представления Кшенека ознаменовались оперой «Жизнь Ореста» (1930), написанной в технике тоновых рядов. Произведения этого периода поражают качеством оркестровки. Вскоре появляется цикл песен (ор. 62), который, по мнению многих критиков, был не чем иным как аналогом шубертовского «Winterreise».
В Вене Кшенек вновь становится на путь переосмысления собственных музыкальных взглядов. В то время здесь царила атмосфера последователей Шенберга, наиболее знаменитые из которых: Берг и Веберн, известные своими связями с венским сатириком Карлом Краусом, имевшим большой круг влиятельных знакомых.
После некоторых раздумий Кшенек решает изучить принципы техники Шенберга. Его приобщение к додекафонному стилю выразилось в создании вариаций на тему для оркестра (ор.69), а также хорошо структурированного, достойного внимания цикла песен «Durch die Nacht» (ор. 67) на слова Крауса. Не смотря на успех в этой области, Кшенек считает, что его призвание — опера. Так появляется «Карл V» — первое произведение Кшенека, задуманное в двенадцати тоновой технике. Эта опера ставится в Германии с 1930 по 1933 год.
Разногласия с цензурой вынуждают композитора покинуть Вену, и в 1937 году композитор переезжает в США. Обосновавшись там, Кшенек какое-то время занимается писательской, композиторской и лекторской деятельностью. В 1939 году Кшенек преподает композицию в Вассарском колледже (Нью-Йорк). В 1942 оставляет этот пост и становится главой Департамента Музыкальной Школы Изящных Искусств в Миннесоте, после 1947 перебирается в Калифорнию. В январе 1945 года он становится официальным гражданином США.
В период пребывания в США с 1938 по 1948 композитор пишет не менее тридцати работ, среди которых камерные оперы, балет, сочинения для хора, а также симфонии (№ 4 и 5). В основе этих произведений строгий додекафонный стиль, некоторые же произведения умышленно написаны без использования додекафонной техники. Начиная с 1937 года, Кшенек излагает собственные идеи в ряде памфлетов.
С начала 50-х годов на сценах театров Австрии и Германии с успехом ставятся ранние оперы Кшенека.
В целом, вся музыка Кшенека подобна энциклопедии, в которой в хронологическом порядке представлены наиболее яркие музыкальные тенденции того времени, в котором творил композитор.
(Дмитрий Липунцов, по материалам http://www.belcanto.ru/krenek.html)

Последние выпуски программы

Новинки и хиты «Метрополитен-опера»: «Русалка», «Любовный напиток», «Князь Игорь»

Александр Журбин продолжает делиться тем, что он увидел на сцене «Метрополитен-опера». В передаче вас ждут: «Русалка» с бесподобной Рене Флеминг, «Любовный напиток» со звездной Анной Нетребко и главная премьера сезона — «Князь Игорь» Дмитрия Чернякова…

Новинки и хиты «Метрополитен-опера»: «Вертер», «Летучая мышь»

Александр Журбин посвящает передачу своим свежим музыкальным впечатлениям, которые на этот раз всецело связаны с оперой и знаменитым театром Metropolitan Opera в Нью-Йорке…

Музыкальный театр Филипа Гласса

Александр Журбин приглашает радиослушателей в мир опер и «не совсем опер» Филипа Гласса, где можно встретить лучших представителей человечества от Эйнштейна до Льва Толстого, но это вам ничего не гарантирует…