«В духе Баха»: композитор Макс Регер
29 января 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В очередном выпуске программы Александр Журбин представляет творчество еще одного композитора рубежа веков — современника Густава Малера и Рихарда Штрауса, одного из крупнейших органных композиторов XIX-ХХ столетий — Макса Регера…
Недолгая творческая жизнь выдающегося немецкого музыканта — композитора, пианиста, дирижера, органиста, педагога и теоретика — Макса Регера прошла на рубеже XIX–XX вв. Начав свой путь в искусстве в русле позднего романтизма, во многом под влиянием вагнеровского стиля, Регер с самого начала обрел иные, классические идеалы — прежде всего в наследии И. С. Баха. Сплав романтической эмоциональности с крепкой опорой на конструктивно-ясное, интеллектуальное составляет сущность искусства Регера, его прогрессивной художественной позиции, близкой музыкантам XX столетия. «Величайшим германским неоклассиком» назвал композитора его горячий почитатель, замечательный русский критик В. Каратыгин, отмечая при этом, что «Регер — дитя современности, его манят все современные терзания и дерзания». (Г. Жданова. По материалам http://www.belcanto.ru/)
Александр Журбин: «...Чем интересен Макс Регер для нашей программы? Прежде всего тем, что он был высококлассным стилистом, а точнее стилизатором. Практически вся его музыка представляет собой некую стилизацию. Он умел стилизовать все — от Баха и Генделя, до Вагнера и Брамса. Но не дальше — к музыке своих современников он относился достаточно прохладно. Ведь Макс Регер ушел из жизни, когда уже прозвучали и „Весна священная“ Стравинского, и „Лунный Пьеро“ Шенберга. Однако композитор как будто продолжал жить в своем мире и не собирался меняться. Пожалуй, даже музыка Рихарда Штрасуа для него уже была слишком авангардна…»
Особое место в творчестве Макса Регера занимает музыка, написанная композитором для органа. После Баха, Регер остается непревзойденным художником, писавшим органную иконографию. Количество его сочинений для этого инструмента невероятно — лишь единицы органистов в мире освоили их в полном объеме.