Киномузыка в лицах: Бернард Херрманн и Дмитрий Тёмкин
18 декабря 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Разговор об отцах-основателях саундтрека в программе «Музыкальные перекрёстки» продолжают любимый композитор Хичкока — Бернард Херрманн и «мастер вестернов» — Дмитрий Тёмкин…
Отстаивая самостоятельную художественную ценность музыки для кино, оба композитора внесли необычайный вклад в ее становление и развитие. Каждый из них неоднократно номинировался на премию «Оскар» и становился ее лауреатом.
Выпускник знаменитой Джульярдской Школы Бернард Херрманн начинал свою творческую карьеру на радио в качестве главного дирижера симфонического оркестра радиокомпании CBS. Здесь он встретился с американским сценаристом Орсоном Уэллсом, с которым осуществил ряд радиопостановок и с которым впоследствии ушел в кино, написав музыку к таким кинофильмам, как «Гражданин Кейн» и «Великолепные Эмберсоны».
К этому же периоду относится его сочинение музыки для фильма «Дьявол и Дэниел Уебстер» Уильяма Дитерле, за которую композитор получил свой единственный «Оскар».
Однако наиболее яркая страница творческой жизни Бернарда Херрманна связана с «мастером саспенса» Альфредом Хичкоком. В период с 1955 по 1964 год он писал музыку почти для каждого его фильма, начиная с «Неприятностей с Гарри» и заканчивая «Марни», включая такие шедевры, как «Головокруже́ние», «Пси́хо» и «К северу через северо-запад».
Композиторской вершиной Бернарда Херрманна в кино считается саундтрек к черно-белому психологическому триллеру Альфреда Хичкока «Психо», снятому им в 1960 году, о котором сам режиссер впоследствии скажет, что 33% эффекта, который достигается при просмотре фильма «Психо», принадлежит музыке.
После размолвки с Хичкоком композитор работал с Франсуа Трюффо («451 градус по Фаренгейту», «Невеста была в чёрном») и Брайаном де Пальмой. Последней его работой в кино стала музыка для фильма «Таксист» (1976) выдающегося режиссера современности Мартина Скорсезе.
Имя уроженца Украины Дмитрия Тёмкина не менее значительно на голливудском олимпе. За тридцатилетнюю карьеру в кино композитор двадцать два раза выдвигался на премию Американской Академии Киноискусства и четырежды становился ее обладателем.
Дмитрий Тёмкин родился 10 мая 1894 года в городе Кременчуге в семье учительницы музыки и доктора. Закончил Петербургскую консерваторию, где учился по классу композиции у Александра Константиновича Глазунова. В 1921 году Темкин вслед за отцом эмигрировал в Берлин, а через девять лет перебрался в Голливуд. Это оказалось возможным благодаря успеху «Американского Балета Альбертины Раш» (супруги Дмитрия Темкина), произведшего фурор на премьере снятого Метро-Голдвин-Майер первого звукового кинофильма.
К началу 30-х годов Тёмкин стал одним из самых заметных композиторов Голливуда. Большой успех выпал на долю его сочинений для вестернов — киножанра, находившегося на пике популярности в Америке того времени.
Важным событием в жизни Тёмкина стала его встреча с Фрэнком Капрой, знакомство с которым переросло в дружбу и многолетнее сотрудничество. Их первой совместной работой стал фильм «Потерянный горизонт» (1937). В этой работе Тёмкин применил много новаций: экспериментировал со звуком, использовал необычные тембровые комбинации, диалоги героев также были «подзвучены», причём инструментовка соответствовала тембру голоса актёра. Музыка к этому фильму была номинирована на Academy Award.
Триумфальной для Дмитрия Тёмкина стала церемония «Оскар» 1953 года. Композитор получил сразу две золотые статуэтки за картину «Ровно в полдень»: как автор лучшей музыки к фильму и лучшей песни («Do Not Forsake Me»).
Премия «Оскар» присуждалась Дмитрию Тёмкину ещё дважды: за музыку к фильму «Высокий и могучий» (1955) и экранизации повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» (1958).
Последней его работой в большом кино стала музыка к биографическому фильму Игоря Таланкина «Чайковский», поставленному на Мосфильме в 1971.
Кроме множества самых престижных наград в мире кино и музыки, Дмитрий Тёмкин дважды награждался французским Орденом почётного легиона (как кавалер и как офицер), а также испанским Крестом кавалера Ордена Изабеллы Католической.