Забвение и ренессанс Александра Цемлинского
27 ноября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Герой очередного выпуска программы «Музыкальные перекрёстки» — значительный австрийский композитор и дирижер Александр фон Цемлинский…
Из статьи Н. Муратовой «Ренессанс забытого мастера: Александр Цемлинский — дирижер, педагог, композитор»: «В России имя австрийского композитора Александра Цемлинского (1871-1942) известно мало. Зачастую даже профессиональные музыканты знают его лишь как учителя Арнольда Шенберга по классу контрапункта. И совсем немногие, слыша о Цемлинском, представляют себе одного из ведущих композиторов и дирижеров своего времени.
Цемлинский принадлежит к числу тех композиторов, чье творчество оказалось невостребованным при жизни и нашло своих почитателей и настоящих поклонников только спустя многие годы после смерти. «Цемлинский может подождать», — писал о нем Шенберг в 1921 году. Композитор и сам осознавал свою судьбу: «Мое время придет лишь после смерти». Ждать признания пришлось действительно довольно долго…»
Александр Журбин: «Жизнь Александра Цемлинского — удивительная кривая: сначала невероятный успех, потом постепенное падение и, в конце концов, полное забвение. Лишь спустя годы, уже в XXI веке, к его имени и музыке стали вновь возвращаться.
«Время Цемлинского придет раньше, чем мы думаем», — писал вскоре после смерти композитора его ученик, зять и ближайший друг Арнольд Шенберг. Мы, конечно, не знаем, какие конкретно даты он предполагал, однако предсказание начало сбываться уже два десятилетия назад.
Ренессанс Цемлинского принято связывать с тем, что публика изрядно устала от агрессии музыкального авангарда. Примерно в 70-е годы прошлого века в музыкальных кругах возникла потребность расширить репертуар произведениями, которые бы, как говориться, «ласкали бы слух», а не испытывали бы его. Этот своеобразный ренессанс совпал примерно со столетним юбилеем со дня рождения выдающегося композитора — когда начались возобновления его опер на сцене, стали появляться первые записи музыкальных произведений и музыковедческие работы, посвященные творчеству Цемлинского. С тех пор этот процесс набирал обороты и становился все более активным, а имя композитора постепенно высвобождалось из ореола забвения…»
Творчеству Александра Цемлинского Александр Журбин посвящает две программмы…